Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-8Т Стрежевского авиапредприятия в Александровском районе Томской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  29 января 1999 г.
Время:  10:29
Страна:  Россия
Место происшествия:  Томская область, близ села Назино, Александровский район
Тип ВС:  Ми-8Т
Регистрация ВС:  RA-24696
Авиакомпания:  Стрежевское авиапредприятие
 


Описание
    Экипаж выполнял транспортно-связной полет по заявке компании "Томскнефть" по маршруту: Стрежевой - "2-й км" - "Чкаловское". На борту вертолета находились четыре пассажира и 100 кг груза. В полете, на высоте ниже безопасной произошло столкновение вертолета с землей. Вертолет полностью разрушился. Бортмеханик и один пассажир погибли, остальные члены экипажа и пассажиры получили телесные повреждения различной степени тяжести.
    Фактическая и прогнозируемая погода не препятствовали выполнению полетного задания. Центровка составляла +136 мм, взлетная масса вертолета - 10500 кг, что не выходило за пределы допустимых значений. Экипаж выполнил перелет с аэродрома Стрежевой на площадку "2-й км" для загрузки вертолета. Без выключения двигателей экипаж принял на борт четыре пассажира и 100 кг груза, после чего произвел взлет и на высоте 150 метров вместо установленной 200 м выполнял полет на площадку "Чкаловское".
    В полете бортмеханик доложил: "За 30 минут осмотрена грузовая кабина, системы герметичны, посторонних шумов нет".
    Через 57 секунд после доклада бортмеханика произошло прекращение регистрации параметров полета системой САРПП-12ДМ и ее обесточивание. Вероятной причиной прекращения регистрации параметров САРПП-12ДМ явилось преднамеренное выключение АЭС ГК-10 "САРПП" экипажем. При этом за 24 сек. до обесточивания системы шаг НВ был уменьшен с 7,5 град. до 4 град, угол тангажа изменился от -1 град. до +3 град, левый крен увеличился от 2 град. до 8 град, уменьшилась приборная скорость полета вертолета. Речевой информации в этот момент и далее на бортовом магнитофоне МС-61 не зарегистрировано. Речевой информатор РИ-65 в процессе всего полета в работу экипажем не включался.
    После обесточивания САРПП-12ДМ через 4 мин.33 сек., в полете магнитофон МС-61 зарегистрировал сигнал "Опасная высота" радиовысотомера РВ-3 продолжительностью 9 сек. Индекс опасной высоты на указателе РВ-3 был выставлен на деление шкалы 90 м.
    Бортовой магнитофон МС-61 прекратил регистрацию информации после обесточивания САРПП-12ДМ через 6 мин. 37 сек.
    Из показаний оставшихся в живых членов экипажа следует, что активное пилотирование осуществлял КВС на высоте 150-200 метров со скоростью 220-230 к/час в горизонтальном полете, когда произошел рывок вертолета, сопровождавшийся тряской и появлением постороннего шума непонятного характера, после чего вертолет стал резко снижаться и столкнулся с землей.
    Комиссией установлено, что до момента столкновения вертолета с землей, силовая установка и системы были исправны и работоспособны.
    Судебная медико-трассологическая экспертиза установила, что в момент столкновения с землей вертолета Ми-8Т RA-24696 на его левом пилотском кресле находился пассажир, на правом - второй пилот, бортмеханик занимал штатное рабочее место в пилотской кабине. Командир ВС, вероятно, в пилотской кабине не находился. Это подтверждается тем, что КВС имел повреждения теменно-затылочной области в виде мелких ран. Повреждения на лице, передней поверхности туловища и нижних конечностей отсутствовали. Все члены экипажа и пассажиры в полете привязными ремнями пристегнуты не были.
    Из-за отсутствия информации бортовых средств объективного контроля не представилось возможным установить, какие действия органами управления ВС пассажира или 2-го пилота при полете в непосредственной близости от земли привели к столкновению вертолета с земной поверхностью.
    Экипаж самовольно изменил установленный маршрут полета для организации незаконной охоты.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 1
Пассажиры 3 1
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8Т
Регистрационный номер (id) ВС RA-24696
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 1981
Заводской номер ВС 98103218
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Стрежевское авиапредприятие
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Стрежевой
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Стрежевой
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выявленные при расследовании недостатки      При проверке ОЛР были вскрыты грубые нарушения при выполнении полетов экипажами, в том числе и данным экипажем.
    Так 04.01.99 г. и 28.01.99 г. при выполнении транспортно-связного полета экипаж Ми-8 КВС допускал неоднократные снижения, непредусмотренные заданием, до высоты ниже 50 метров, гашение скорости полета менее 60 км/час, при этом выполнялись крены до 20 град, изменение тангажа на кабрирование до +11 град. Такой характер полета по манере пилотирования может быть сопоставим с полетом по отстрелу диких животных с воздуха. Вскрыто нарушение в отчете о рейсе за 04.01.99 г., где оформлено 11 полетов, а при расшифровке САРПП-12ДМ установлено, что было выполнено 15 полетов.
    Отсутствие контроля со стороны командно-летного состава за полетами экипажей по средствам объективного контроля, породило у них чувство безнаказанности за допущенные нарушения, способствовало недисциплинированности, нарушениям технологии работы.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Катастрофа вертолета Ми-8Т RA-24696 произошла по причине недисциплинированности экипажа, выполнения полета, не предусмотренного заданием, на недопустимо малой высоте при отсутствии командира ВС на своем рабочем месте и нахождении на нем постороннего лица, не имеющего права его занимать, что привело к столкновению вертолета с землей.
    Нарушение стало возможным в результате отсутствия должного контроля за выполнением полетов со стороны командно-летного состава Стрежевского летного отряда.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.