Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-2 Благовещенского ОАО в Селемджинском районе Амурской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  30 октября 1994 г.
Страна:  Россия
Место происшествия:  Амурская область, 25 км юго-восточнее Экимчана, Селемджинский район
Тип ВС:  Ми-2
Регистрация ВС:  RA-23240
Авиакомпания:  Благовещенский ОАО
 


Описание
    Вертолет перевозил груз золотых самородков весом 60 кг и сопровождавших его сотрудников артели старателей "Родина". Во время полета экипаж перестал отвечать на запросы и в место назначения не прибыл. Организованные поиски результатов не дали. Рассматривалась версия об угоне вертолета с целью завладения ценным грузом. 24 октября 1995 г обломки вертолета, груз и останки людей были обнаружены охотником в тайге в районе ручья Макчерга на склоне сопки. Вертолет практически вертикально упал в тайгу, почти не повредив деревьев, что не позволило обнаружить место катастрофы с воздуха, хотя вертолет потерпел катастрофу точно по маршруту полета.
    Расследованием установлено, что через 15 минут полета произошло самовыключение правого и переход на МГ левого двигателя. Вертолет с большой вертикальной и поступательной скоростью столкнулся с землей. Взлетная масса вертолета превышала максимально допустимую на 258кг, что при отказе двигателя могло существенно повлиять на исход полета.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 7 7
На земле   0
Всего погибших 8


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-2
Регистрационный номер (id) ВС RA-23240
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 1987
Заводской номер ВС 5410246067
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Благовещенский ОАО
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Златоустовск
Пункт назначения Февральск
Начальный пункт маршрута Златоустовск
Конечный пункт маршрута Февральск


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
    Истинную причину АП установить не представилось возможным ввиду отсутствия средств объективного контроля на борту ВС, давности происшедшего события (от момента исчезновения вертолета до обнаружения места АП прошел почти 1 год) и отсутствия большинства вещественных доказательств.
    На основании имеющихся материалов исследования элементов конструкции силовых установок, планера вертолета Ми-2 RA-23240, анализа характера разрушенных деталей, обобщения опыта эксплуатации вертолетов Ми-2, объяснительных свидетелей, очевидцев, должностных лиц, комиссия считает, что в данном полете 30.10.94 произошло самовыключение правого двигателя и уменьшение мощности до малого газа левого двигателя, что привело к потере крутящего момента на главном редукторе ВР-2 из-за отсутствия подвода мощности от двигателей, уменьшению оборотов НВ с последующим разрушением и отделением в воздухе лопастей №1 и №3 от вертолета.
    Наиболее вероятной причиной самовыключения правого двигателя и перехода на режим малого газа левого явилось возможное обледенение топливных фильтров агрегатов HP - 40 ТА из-за отсутствия ПВК жидкости в топливе при наличии условий образования кристаллов льда.
    Температура наружного воздуха днем была около -10°С. Наличия в топливе ПВК-жидкости, способной растворить кристаллы льда и, таким образом не допустить блокировки фильтров НР-40 ТА, исследованием ГосНИИ ГА не выявлено.
    После самовыключения правого и снижения мощности левого двигателя при полете над пересеченной, покрытой лесом местностью, состояние вертолета и его систем позволяло произвести посадку на режиме самовращения несущего винта (РСНВ) на площадку, подобранную с воздуха. Однако перейти на авторотацию не представилось возможным. Обороты несущего винта снизились до величины, при которой возникли нерасчетные маховые движения лопастей НВ, приведшие к разрушению рычагов поворота лопастей №3 и №1 и последующему разрушению этих лопастей в комлевой части. Дальнейшее падение вертолета происходило беспорядочно, с большим углом на пикирование,
    Все остальные разрушения конструкции вертолета получены в результате столкновения с деревьями и землей. Направление разброса обломков находится под углом 80° к линии заданного пути в сторону понижения рельефа к речке Макчерга по склону сопки крутизной 40°. Сопка покрыта густой растительностью в виде кустарника и деревьев высотой до 25 м. Отсутствие вблизи места столкновения вертолета с землей поврежденных деревьев кроме четырех, находящихся в 1,5 - 3 м до места столкновения, указывает на крутизну траектории его движения.
    Степень разрушения конструкции и разброс обломков свидетельствует о значительной вертикальной и поступательной скорости вертолета перед его столкновением с землей.
    Исходя из имеющихся фактов и документов, установить место заправки некондиционным топливом комиссия не смогла в связи с давностью происшедшего. В а/п Февральск, в котором, судя по объяснениям авиатехника и командира звена, производилась последняя и предыдущие заправки вертолета топливом (с 24.10 до 30.10.94), все возможности для заправки кондиционным топливом с наличием ПВК-жидкости имелись.
    Расследование данного обстоятельства было затруднено также тем, что при выполнении первоначальных действий после происшествия не было принято мер по определению кондиционности заправленного топлива (пробы из ЦЗС не отбирались).
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.