Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-2 Уфимского АСТК РОСТО в Ишимбайском районе Башкирии
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  04 декабря 1994 г.
Страна:  Россия
Место происшествия:  республика Башкортостан, близ дер. Канакаево, Ишимбайский район
Тип ВС:  Ми-2
Регистрация ВС:  б/н
Авиакомпания:  РОСТО, Уфимский АСТК
 


Описание
    Экипаж вертолета выполнял полет из Стерлитамака в деревню Ялтрань Ишимбайского района. По свидетельству экипажа АП произошло примерно через 20 минут после взлета в результате отказа правого двигателя в горизонтальном полете на высоте порядка 100 метров. При выполнении посадки с коротким пробегом на заснеженное поле (по результатам замера высота снежного покрова 50 см) ВС столкнулось правой стойкой с поверхностью земли и разрушилось. Двое из трех находившихся на борту пассажиров погибли, члены экипажа получили травмы различной степени тяжести.
    Отказ двигателя определялся на основании изменения параметров температуры и давления масла, однако точных данных члены экипажа назвать не смогли, сославшись на то, что лицевые части приборов были покрыты ледяной коркой.
    В процессе расследования установлено, что столкновение произошло при управляемом полете на высоте менее безопасной и с большой скоростью (100 км/ч) через 4 минуты после взлета. ВС находилось при этом в правом крене порядка 30°. Установлено также, что вылет произведен, наиболее вероятно, с целью охоты при погоде ниже установленного минимума, горизонтальная видимость в низинах не превышала 500 м. Двигатели вертолета были работоспособны и продолжали работать некоторое время после столкновения ВС с землей.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 0
Пассажиры 4 2
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-2
Регистрационный номер (id) ВС б/н
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС
Заводской номер ВС 546734070
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Нелегальный
Авиакомпания РОСТО, Уфимский АСТК
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Стерлитамак
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Стерлитамак
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссия по расследованию АП столкнулась со значительными трудностями в оценке принадлежности ВС. КВС использовал свидетельство эксплуатанта, выданное ТОО «МАП-АЭРО». Установлено, что вертолет Ми-2, потерпевший катастрофу 04.12.94 г., не принадлежит ТОО "МАП-АЭРО". Данное авиапредприятие вертолетов Ми-2 не имеет, вертолет был получен на авиаремонтном заводе КВС по доверенности, с оплатой из средств "Агропромышленного концерна Восток" (г.Стерлитамак). В процессе эксплуатации в Коломенском АТСК вертолет имел номер 30. По личному распоряжению КВС на вертолет был нанесен бортовой номер 23639. При этом, в нарушение правил государственной регистрации ВС РФ, вертолет зарегистрирован в госреестре не был.
    Свидетельство пилота ГА было получено КВС в ноябре 1994 г. взамен действующего свидетельства пилота ДОСААФ первого класса, но по состоянию на день АП тренировок по программе ГА он не проходил. Являясь одновременно сотрудником "АПК Восток",он использовал связи в системе РОСТО Башкортостана и базировался на аэродроме АТСК УМПО, используя вертолет в качестве личной собственности, прикрывая свою деятельность "Свидетельством эксплуатанта" "МАП-АЭРО".
    Техническое обслуживание ВС в соответствии с требованиями ГА не проводилось, к эксплуатации в осенне-зимний период вертолет подготовлен не был. Борттехником был оформлен пилот ГА 3-го класса, не имевший соответствующей подготовки и допуска для обслуживания вертолета Ми-2. О качестве подготовки к эксплуатации ВС говорит и такой факт: за сравнительно короткий срок эксплуатации вертолета командиром ВС была произведена замена одного двигателя и комплекта лопастей НВ. Работы производились сотрудниками Уфимского вертолетного училища ВВС.
    КВС (в прошлом военный летчик) в полетных заданиях указывал минимум 100х1000, не подтвержденный с 1976 года, имея печать "МАП-АЭРО", вносил сведения о налете за собственной подписью и даже самовольно внес запись о присвоении квалификации пилота ГА второго класса.
    Переоценка КВС своих профессиональных возможностей, игнорирование им требований нормативных документов и регламентирующих документов ГА закономерно привели к авиационному происшествию.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной АП явилось низкий уровень профессиональной подготовки и личная недисциплинированность КВС, выполнявшего полет без полетного задания, на высоте ниже безопасной, в условиях ограниченной видимости и белизны, исключающих полет по ПВП, что привело к потере КВС пространственного положения и столкновению с землей при сочетании следующих факторов:
    • неправильная оценка КВС пространственного положения;
    • неправильная оценка высоты;
    • неправильная оценка метеообстановки;
    • полет на несанкционированной малой высоте;
    • незнание КВС района выполнения полетов;
    • выполнение полета без соответствующего опыта (подготовки);
    • несвоевременное манипулирование органами управления;
    • не выполнены операции по подготовке к работе пилотажно-навигационного оборудования.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.