Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-2 Тверского авиаотряда в а/п Змеево (Тверь)
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  21 мая 1994 г.
Страна:  Россия
Место происшествия:  а/п Тверь (Змеево)
Тип ВС:  Ми-2
Регистрация ВС:  RA-20110
Авиакомпания:  Тверской авиационный отряд
 


Описание
    Выполнялись аэродромные тренировочные полеты по отработке упражнений по висению и маневрированию с КВС-стажерами конвеерным методом без выключения трансмиссии при смене обучаемых. При занятии левого пилотского сидения очередным КВС-стажером, пилот-инструктор произвел регулировку положения педалей ножного управления стажера для удобства пилотирования вертолета, для чего ему было необходимо расстегнуть привязной ремень и снять правую ручку циклического шага винта со стопора для ее складывания. Сразу же после регулировки педалей была дана команда пилоту-стажеру на взлет и выполнение висения, при этом пилот-инструктор не проверил установку своей ручки циклического шага на фиксатор. В процессе висения на высоте 3-4 м вертолет сместился за пределы тренировочного квадрата, отмеченного флажками. Для устранения данного смещения пилот-инструктор, после предупреждения стажера, взял управление на себя. Для перемещения вертолета назад пилот-инструктор взял ручку циклического шага винта "на себя". Вертолет получил тенденцию для смещения назад к центру квадрата с одновременным созданием кабрирующего момента. Для прекращения смещения вертолета назад и парирования увеличения тангажа, пилот-инструктор отдал ручку управления циклическим шагом "от себя". Ручка циклического шага, неустановленная на фиксатор, имеет свободный ход к перемещению вперед, при котором вертолет не получает управляющего момента в продольном управлении, вследствие чего вертолет продолжал увеличивать положительный угол тангажа. Пилот-инструктор, поняв причину поведения вертолета, перемещением вперед на рабочем кресле попытался левой рукой установить ручку циклического шага на фиксатор. Из-за малого запаса высоты и скоротечности развития события произошло касание рулевым винтом за землю и его разрушение. При разрушении рулевого винта и работе двигателей и несущего винта, вертолет развернулся влево с развитием правого крена. Под действием разворачивающего момента и центробежных сил, непристегнутый привязными ремнями пилот-инструктор локтем правой руки уперся в борт в районе ручки открытия двери, в результате чего дверь пилотской кабины открылась, т.к. не была установлена на фиксатор. При дальнейшем вращении вертолета и нарастающем действии центробежных сил пилота-инструктора выбросило из кабины. В результате падения вертолета и дальнейшего его вращения на земле, обломками несущего винта пилот-инструктор получил смертельную травму. Скоротечность развития ситуации и отсутствие опыта у КВС-стажера не позволило вмешаться в управление и предотвратить исход авиационного происшествия.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 1
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета взлет
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-2
Регистрационный номер (id) ВС RA-20110
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 1974
Заводской номер ВС 543011063
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Тренировочный (учебно-тренировочный)
Авиакомпания Тверской авиационный отряд
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Тверь (Змеево)
Пункт назначения Тверь (Змеево)
Начальный пункт маршрута Тверь (Змеево)
Конечный пункт маршрута Тверь (Змеево)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной АП явилась непостановка ручки циклического шага винта пилотом-инструктором на фиксатор вследствие чего ручка не реагировала на устранение кабрирующего момента вертолета, произошло касание ХВ о землю, его разрушение и нарушение путевого управления вертолета.
    АП произошло при сочетании следующих факторов:
    • неиспользования пилотом-инструктором привязного ремня;
    • не зафиксированная на защелку дверь пилотской кабины.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.