Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ил-14 МУТА ГВФ в районе Сухуми
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  22 апреля 1956 г.
Время:  20:50
Страна:  СССР
Место происшествия:  Грузинская ССР, Абхазская АССР, район Сухуми
Тип ВС:  Ил-14
Регистрация ВС:  СССР-Л1718
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Московское управление транспортной авиации ГВФ (МУТА ГВФ), 65 ао
Рейс:  227
 


Описание
    Экипаж 65 ато выполнял почтовый рейс Внуково-Тбилиси с промежуточными посадками в Харькове, Ростове, Сухуми и Кутаиси. Самолет был изготовлен 14 апреля, получен летным отрядом 18 апреля и выполнял свой второй коммерческий полет. Груз весом 2 117 кг в основном состоял из почты и металлического литья. В Сухуми на рейс был продан один билет.
    В 20:50 мск экипаж произвел взлет ночью в благоприятных метеоусловиях (фактическая погода – облачность 0-3 балла слоисто-кучевая, 600 м, видимость более 10 км). На высоте около 60 м самолет перешел в снижение, сохраняя курс взлета, упал в Черное море с работающими двигателями в 2 910 м от старта и затонул. Большая часть обломков и тела погибших впоследствии были подняты с глубины 15-17 м.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 5
Пассажиры 1 1
На земле   0
Всего погибших 6


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП причины неизвестны
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-14
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л1718
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 14.04.1956
Заводской номер ВС 146000202
Наработка ВС (часы) 18
Наработка ВС (циклы) 12
Силовая установка Б 2534206 Б 2534196


Сведения о рейсе

Номер рейса 227
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Московское управление транспортной авиации ГВФ (МУТА ГВФ), 65 ао
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Сухуми (Бабушера)
Пункт назначения Кутаиси
Начальный пункт маршрута Москва (Внуково)
Конечный пункт маршрута Тбилиси


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссия установила, что:
    1) Самолет ударился о воду по курсу взлета с углом, значительно превышающим угол планирования, и с небольшим левым креном.
    2) Взлет происходил в сторону моря с МК=275° ночью в благоприятных метеоусловиях. Отказов материальной части самолета до удара о воду не было.
    3) Полетный вес 16633 кг не превышал установленные нормы (16665 кг).
    4) Моторы работали до удара самолета о воду.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение:
    1) Причину катастрофы комиссии установить не удалось. Комиссия не имеет также достаточных оснований для того, чтобы обосновать какую-либо наиболее вероятную причину катастрофы.
    2) Вынужденную посадку экипаж не производил. Удар самолета о воду произошел в силу каких-то внезапно возникших обстоятельств, в результате которых экипаж не смог предотвратить столкновение самолета с водной поверхностью.
   
    В постановлении транспортной прокуратуры СССР о прекращении уголовного дела указывается: в момент взлета самолета на берегу моря на расстоянии до 2000 м от радиостанции, над которой проходит трасса самолетов, работала прожекторная установка в/ч 2011, освещая лучом прожектора поверхность моря вдоль берега и часть кромки берега. Причем луч прожектора был направлен по поверхности моря в сторону радиостанции и трассы полета самолета под углом 70° к курсу полета. Дальность действия прожекторной установки при наиболее благоприятных метеоусловиях 10-12 км. Ширина луча на удалении 1000 м от прожекторной установки – 20 м, 2000 м – 40 м и тд. По показаниям очевидца – наблюдателя на вышке, следившего за лучом через оптический прибор, самолет начал снижаться сразу после пролета через луч, а затем упал в море. Такие же показания дает и старший прожекторист, находившийся на вышке.
    По заключению судебно-медицинской экспертизы «при указанных в постановлении обстоятельствах в момент пересечения самолетом луча прожектора у пилота практически не могли развиться явления ослепления, если его взгляд был направлен по линии полета. При тех же обстоятельствах, при условии, если взгляд пилота был направлен на источник света, то есть при кратковременном непосредственном взгляде на прожектор (самолет пролетел луч света примерно в течение 2-3 секунд) могли развиться явления ослепления, продолжавшиеся в течение нескольких минут».
    Таким образом, обстоятельства соприкосновения самолета с лучом прожектора при его пересечении во время полета не исключают возможность ослепления управлявшего самолетом командира корабля и могли повлечь за собой катастрофу. Между тем, в связи с гибелью всего экипажа, не представляется возможным с большей достоверностью проверить и обосновать указанное предположение о причине катастрофы самолета.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.