Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-8Т а/к Ямал в ЯНАО
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  19 декабря 2010 г.
Время:  10:43
Страна:  Россия
Место происшествия:  Тюменская область, ЯНАО, 267-й км ж/д линии Обская-Бованенково, 245 км от а/п Салехард с азимутом 06°, п-в Ямал
Тип ВС:  Ми-8Т
Регистрация ВС:  RA-24655
Авиакомпания:  Ямал
Рейс:  ЯЛ-9804
 


Описание
    Экипаж выполнял перевозку группы геологов и их груза по маршруту Салехард – Лабытнанги – «267км» – Сеяха – Сабетта.
    В 03:56 вертолёт прибыл на посадочную площадку Лабытнанги с целью посадки 15 пассажиров заказчика и загрузки 1214кг груза. После загрузки, в 04:10, экипаж произвёл взлёт с посадочной площадки Лабытнанги для следования на площадку «267 км». Полёт выполнялся ночью на высоте 500 метров по ПВП, а затем, после наступления сумерек, экипаж занял высоту 300 метров по причине наличия сильного встречного ветра. В 05:33, при подлёте к посадочной площадке «267 км», КВС приступил к проведению предпосадочной подготовки. В 05:40, после осмотра площадки, КВС доложил в эфир: «24655, захожу 267км, левым 360°». Заход на посадку выполнялся над тундрой, покрытой снежным покровом, в условиях полярных сумерек, через 50 минут после рассвета. В 05:43, за 380 метров до посадочной площадки «267км», произошло грубое приземление вертолёта и его разрушение. В результате авиационного происшествия командир вертолёта погиб, второй пилот и бортмеханик получили незначительные телесные повреждения, пять пассажиров получили также незначительные телесные повреждения, десять пассажиров не пострадали. Пожара на месте авиационного происшествия не было.
    Согласно показаниям второго пилота и бортмеханика, после взлета с вертолетной площадки Лабытнанги погода была ясной. После пролета н.п. Щучье под вертолетом наблюдался инверсионный слой на расстоянии 100-150м от земли, но через данный слой земля просматривалась. Во время снижения и выполнения процедуры захода на посадку на посадочную площадку «267км» на высоте около 40 метров вертолёт внезапно попал в приземный туман. Прогноз погоды с 8 до 14 часов местного времени предусматривал: облачность разбросанная 3-4 балла высотой 450 м, видимость 5 км, температура воздуха -26° ветер у земли 360° 10 м/с. Приземный туман не прогнозировался. Наличие приземного тумана подтверждают экипажи других вертолетов. Таким образом, прогноз не оправдался по видимости в тумане и по наличию опасного метеоявления.
    При пролёте над площадкой с целью её осмотра и при принятии решения о посадке на ВПР, экипаж посадочную площадку (её огни) наблюдал. Однако, при снижении вертолёта до высоты 40 – 30м, внезапно потерял посадочную площадку из виду. Вероятнее всего, что на данной высоте экипаж попал в условия полёта, исключающие визуальное пилотирование вертолёта (приземный туман в сочетании с белизной подстилающей поверхности, сумерек). Вопреки требованиям ФАП-128 и РЛЭ вертолёта Ми-8Т, КВС при потере визуального контакта с посадочной площадкой не перешёл на пилотирование вертолёта по приборам и не принял своевременного решения об уходе на второй круг. Наиболее вероятно, КВС уделял основное внимание установлению визуального контакта с земными ориентирами и продолжил снижение в условиях, не позволяющих визуально контролировать положение вертолёта относительно земной поверхности, что привело к значительному увеличению тангажа вертолёта, неконтролируемой потере скорости до околонулевых значений и увеличению вертикальной скорости снижения и крену. Второй пилот тоже «искал» землю, не контролировал положение вертолёта по приборам и не оказал помощи в пилотировании вертолёта командиру. После информации бортмеханика: «Тангаж», «Уходим», КВС излишне энергично отдал ручку управления циклическим шагом от себя и увеличил шаг несущего винта, очевидно, пытаясь разогнать вертолет и уйти на второй круг. Возникла сильная тряска, которая явилась следствием чрезмерного увеличения шага НВ, его «перезатяжеления» и падения оборотов ниже допустимых, что в свою очередь способствовало увеличению вертикальной скорости снижения вертолета. Действия КВС по отдаче ручки циклического шага от себя оказались чрезмерными, а запас высоты недостаточным, что привело к грубому касанию передней стойкой вертолета земной поверхности с небольшим креном, отделению вертолёта от земли на значительную высоту и последующему его грубому приземлению на правую основную стойку шасси. При повторном приземлении произошло разрушение правой основной стойки, падение корпуса вертолёта на правый топливный бак, соударение лопастей несущего винта с земной поверхностью и последующий удар лопастями несущего винта по кабине экипажа вертолёта, что привело к её разрушению и гибели КВС.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 1
Пассажиры 15 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании http://www.mak.ru/russian/investigations/2010/report_ra-24655.pdf


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8Т
Регистрационный номер (id) ВС RA-24655
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 09.06.1981
Заводской номер ВС 9815715
Наработка ВС (часы) 21710
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка С91411016 С99201022


Сведения о рейсе

Номер рейса ЯЛ-9804
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Ямал
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Лабытнанги
Пункт назначения 267-й км
Начальный пункт маршрута Салехард
Конечный пункт маршрута Сабетта


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной катастрофы вертолёта Ми-8Т RA-24655 при выполнении захода на посадку явилось непринятие экипажем своевременного решения об уходе на второй круг при потере визуального контакта с посадочной площадкой из-за попадания вертолёта в непрогнозируемые метеоусловия (по видимости и опасному явлению погоды – gриземному туману), исключающие визуальное пилотирование, что привело к грубому
    приземлению вертолёта в управляемом полёте на удалении 380м от посадочной площадки, его разрушению и гибели КВС.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.