Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа M-15 Belphegor Украинского УГА в Карловском районе Полтавской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  09 сентября 1977 г.
Время:  12:40
Страна:  СССР
Место происшествия:  Украинская ССР, Полтавская область, Карловский р-н, свх им Голобородько
Тип ВС:  PZL M-15 Belphegor
Регистрация ВС:  СССР-15219
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Украинское УГА, Полтавский ОАО
 


Описание
    Пилот 102 летного отряда выполнял АХР по десикации подсолнечника с аэродрома совхоза им. Голобородько Карловского р-на Полтавской области. После переучивания с Ан-2 его налет на М-15 составлял 734 часа 23 минуты (в том числе производственный – 47 часов 08 минут). АП произошло на первом полете в этот день. После загрузки 1 550 кг ядохимикатов самолет вырулил на старт для взлета. Аэродром размером 880х80 м с обоих направлений взлета и посадки ограничен лесополосами, в которых по курсу взлета и посадки сделаны просеки на ширину 100 м
    Взлет производился с убранными закрылками при взлетном весе 5 606 кг, температуре воздуха +26°С и встречно-боковом ветре 2 м/с под углом 70° справа. По достижении на разбеге установленной РЛЭ скорости 95-100 км/ч (для взлета с закрылками на 20°) пилот поднял переднее колесо. Однако при движении штурвалом, соответствующему нормальному взлету с выпущенными закрылками, самолет не мог оторваться от ВПП. Пилот продолжил отклонять штурвал на себя и отделил самолет от земли на скорости 115 км/ч на расстоянии 380 м от начала разбега (расчетная длина разбега до 115 км/ч с закрылками на 0° - 400 м). Заметив, что самолет не набирает высоту (высота полета составляла 0,5-0,7 м), пилот еще больше отклонил штурвал на себя, что привело к уменьшению скорости до Vmin и приземлению самолета на расстоянии 110 м от места отрыва. Через 100 м пробега он повторно оторвал самолет от земли. В этом случае отрыв произошел на больших углах атаки, что не дало возможности перевести самолет в набор высоты. Через 41 м после отрыва произошло повторное касание земли, после чего пилот принял решение прекратить взлет. После опускания переднего колеса он применил интенсивное торможение колес. При этом (по результатам испытаний при начале торможения на скорости 105 км/ч) потребная длина пробега должна быть 270 м. Располагаемая оставшаяся длина участка торможения составляла 249 м. Такая длина позволяла погасить скорость на пробеге до 15-20 км/ч. Видя, что остановить самолет до находящейся впереди просеки лесопосадки невозможно, пилот за 61 м до препятствий прекратил торможение, перевел РУД во взлетное положение, вероятно, пытаясь перелететь через кусты просеки. Скорость, по расчетам, при этом могла находиться в пределах 70-80 км/ч, и увеличилась до столкновения с вырубленной частью лесополосы до 75-85км/ч. На этой скорости самолет столкнулся с кустами и передним основным колесом с пнем высотой 25 см и диаметром 30 см. При этом разрушились узлы передней стойки шасси. Самолет скапотировал, вследствие чего полностью разрушилась кабина. Возникший внутри двигателя пожар был ликвидирован авиатехниками через 3 минуты после происшествия (которое произошло в 12:40). Получивший тяжелые травмы пилот был доставлен в больницу, где скончался через 1 час 20 минут после АП.
    При доставке в больницу, в присутствии четырех свидетелей, находившихся рядом с ним в автомашине, пилот сказал: «не выпустил закрылки».
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета взлет
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС PZL M-15 Belphegor
Регистрационный номер (id) ВС СССР-15219
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 28.02.1976
Заводской номер ВС 1S003-02
Наработка ВС (часы) 36
Наработка ВС (циклы) 77
Силовая установка 5422038


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Авиахимработы
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Украинское УГА, Полтавский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Совхоз им Голобородько
Пункт назначения Совхоз им Голобородько
Начальный пункт маршрута Совхоз им Голобородько
Конечный пункт маршрута Совхоз им Голобородько


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Выводы: аварийная ситуация возникла вследствие взлета самолета с убранными закрылками. Возможной причиной этому могли быть:
    1) невыпуск закрылков перед взлетом пилотом.
    2) Самопроизвольная уборка закрылков на самолете в процессе взлета (такой случай, по заявлению одного из пилотов, произошел 09.09.77 на самолете №15224 при взлете на а/д Полтава).
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: причинами катастрофы явились взлет самолета с убранными закрылками и нерешительные действия пилота по прекращению взлета. Возможными причинами взлета самолета с убранными закрылками могли быть:
    1) невыпуск закрылков перед взлетом пилотом.
    2) самопроизвольная уборка закрылков на самолете в процессе взлета.
    Сопутствующая причина: незащищенность кабины пилота. В случае поломки передней ноги шасси происходит частичное разрушение кабины пилота, а возможное капотирование самолета приводит к полному разрушению кабины и гибели пилота.
    Комиссия отмечает ряд недостатков, приведших к предпосылкам к АП, и отказов авиационной техники, непосредственно влияющих на безопасность полетов, выявленных в процессе эксплуатационных испытаний самолета М-15. Основные из них:
    - выключение двигателя на пробеге в результате выработки топлива из-за отказа топливоизмерительной системы;
    - самопроизвольная уборка закрылков при взлете (09.09.77 на самолете №15229);
    - посадка самолета после односторонней выработки химикатов вследствие неудовлетворительной работы химаппаратуры по причине полного забивания каналов пневмотранспорта;
    - большая неравномерность выработки топлива из группы баков, что может привести к остановке двигателя в полете;
    - ложное срабатывание системы сигнализации о пожаре отсека силовой установки.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.