Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-2 Грузинского УГА северо-восточнее Тбилиси
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  13 апреля 1985 г.
Время:  18:05
Страна:  СССР
Место происшествия:  Грузинская ССР, Сагареджойский район, Гомборский перевал, 2 км северо-западнее села Кобадзе
Тип ВС:  Ми-2У
Регистрация ВС:  СССР-15735
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Грузинское УГА, Кутаисский ОАО
 


Описание
    Пилот 230 летного отряда выполнял транспортно-связные полеты по обслуживанию градобойной экспедиции по заявке отдельной военизированной части борьбы с градом (ОВЧБГ) по маршруту Тбилиси – Телави – район Телави – Ахмета – Тбилиси. В 16:56 мск он произвел взлет с вертолетной площадки Ахмета для следования на базовый аэродром Тбилиси. На борту находился авиатехник, обслуживавший вертолет на оперативных точках. В 17:05 мск (18:05 мест. вр.), днем в ПМУ, вертолет столкнулся со скальным склоном горы в районе Гомборского перевала (41°52’СШ, 45°17’ ВД), разрушился и сгорел. Пилот и авиатехник погибли. Катастрофа произошла на высоте 1 800 м в 2 км с азимутом 310° от села Кобадзе Сагареджойского района Грузинской ССР.
    Место катастрофы обнаружено 14 апреля в 07:05. Обломки разбросаны на площади 1 кв. км по двум секторам: юго-юго-восточному и северо-западному направлениям от места первого удара. Фюзеляж и пилотская кабина полностью сгорели.
    Фактическая погода в момент АП: облачность 4-6 баллов высотой 2300-2500 м, Гомборские горы открыты.
    Полет проходил с МК=220°. В момент столкновения с горой курс был 330°. В 350-400 м до места первого столкновения с землей найдены аккумулятор, осколки остекления кабины и части внутренней обшивки вертолета.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 1 1
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП причины неизвестны
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-2У
Регистрационный номер (id) ВС СССР-15735
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 31.07.1972
Заводской номер ВС 542510072
Наработка ВС (часы) 5362
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 471692153 471694040


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Перегоночный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Грузинское УГА, Кутаисский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Ахмета
Пункт назначения Тбилиси
Начальный пункт маршрута Ахмета
Конечный пункт маршрута Тбилиси


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Расследование проводила комиссия Грузинского УГА. В своем Заключении от 29.05.85 комиссия указывает, что на месте АП обнаружены:
    - вырванный кусок обшивки фюзеляжа трапециевидной формы с пробоиной снаружи. По контуру пробоины имеются следы краски голубого цвета;
    - кусок обшивки фюзеляжа размером 90х150 мм, кусок сетки вентилятора, куски остекления кабины, обгоревшие снаружи;
    - правая дверь кабины пилота. Декоративная внутренняя облицовка двери сгорела, снаружи – сильная копоть, фиксатор ручки – в открытом положении;
    - левый борт контейнера основного топливного бака, сильно обгоревший, со следами плавления металла;
    - нижняя часть основного топливного бака с характерными признаками взрыва. Плата магниевого сплава крепления подкачивающих топливных насосов со следами вырыва взрывной волной с места установки топливного бака;
    - другие обломки фюзеляжа вертолета и его оборудования, имеющие следы горения на внутренних поверхностях.
    Указанные детали находились вне очага пожара, возникшего в результате разрушения вертолета от удара о землю.
    На месте происшествия были найдены осколки голубого цвета, некоторые из них имели цилиндрическую форму.
    Экспертиза НИИ судебной экспертизы Министерства юстиции Грузинской ССР установила, что:
    1) представленные на экспертизу 4 куска с поверхностью голубого цвета являются частями противоградовой ракеты типа «Алазань-2М».
    2) на куске обшивки вертолета имеются следы воздействия корпуса и стабилизатора ракеты, окрашенной в голубой цвет.
    3) на частях вертолета имеются следы от составляющей части реагента противоградовой ракеты, а именно частицы свинца, распределенные как по поверхности представленных на экспертизу форменного погона с места происшествия, брюк и костюмов членов экипажа, чехла зеленого цвета, кусков оргстекла, так и в виде точечных, единичных отложений на галстуке синего цвета и деталях вертолета (фигурных прокладках).
    Комиссией установлено, что вертолет возвращался на базу после обслуживания отдельных военизированных частей в Телавском и Ахметском районах. В полете, на высоте 1 900 м, в районе горы Гомбори в момент перехода на частоту очередного органа УВД для установки контрольной связи и выполнения правого доворота на курс следования, в кабине вертолета возник пожар, вызванный прямым попаданием мощного источника тепла в конструкцию вертолета (согласно исследованию остатков вертолета и посторонних предметов, найденных на месте происшествия – ракеты «Алазань-2М»). Мгновенно возникшая катастрофическая ситуация, сопровождавшаяся пожаром с высокой температурой и интенсивным горением, а также возможным разрушением конструкции вертолета от взрыва ракеты (что подтверждается наличием элементов вертолета в секторе, предшествующему первому удару о скалу) привела к полной потере работоспособности и, вероятно, жизнедеятельности пилота и авиатехника. В дальнейшем полет был неуправляемым. На высоте 1 800 м, с правым креном, с увеличением вертикальной и поступательной скоростей, вертолет ударился о скальный выступ горы. Пилот и авиатехник были выброшены из кабины. Затем, хаотично перемещаясь по воздуху на протяжении 200-250 м и разрушаясь, неуправляемый горящий вертолет упал на склон горы и окончательно разрушился.
    Военизированная служба по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Грузинского УГКС на запрос комиссии дала справку, что 13 апреля работы в Восточном районе ВС УГКС Грузии не проводились.
    Комиссия провела опросы очевидцев, находившихся на пунктах пуска ракет в районе АП. По показаниям очевидца – рабочего ОВЧБГ пункта №18 (с. Руиспири – 14 км северо-восточнее места АП) Джачвадзе Ш.Ш. 13 апреля к ним пришли в гости русские, которых «угостили». Потом дежурный повел их к пункту пуска ракет и произвел пуск один раз. Пуска очевидец не видел, только слышал звук. Времени пуска он не помнит. Другие опрошенные очевидцы с этой и других точек пуска стрельбы 13 апреля отрицают или не могут вспомнить.
    Заключение: причиной катастрофы явилось поражение вертолета противоградовой ракетой типа «Алазань-2М», что привело к возникновению пожара в полете и полной потере работоспособности и жизнедеятельности командира вертолета.
    21.01.86 Транспортная прокуратура СССР выдала заключение, согласно которому:
    - по информации комиссии ЗакВО с участием представителей заинтересованных организаций, в день происшествия в указанном районе противоградовые мероприятия не проводились, а градоопасная ситуация не возникала;
    - по заключению судебно-баллистической экспертизы, попадание в корпус вертолета указанных ракет, выпущенных из месторасположения противоградовых установок, представляется невозможным;
    - специалистами ВНИИ судебных экспертиз Министерства юстиции СССР установлено, что на объектах разрушенного вертолета и одежде членов экипажа продуктов взрыва взрывчатых веществ бризантного или метательного действия не имеется.
    Следствием опровергнуто заключение первоначальной экспертизы, которое положено в основу вывода ГУГА. Согласно заключению повторной судебно-криминалистической экспертизы, методика исследования первоначальной экспертизы неправильная. На одежде членов экипажа и частях вертолета йодида свинца и йодида серебра, которые являются компонентами реагента противоградовых ракет «Алазань-2М», не имеется (акты всех проведенных в Москве экспертиз в материалах расследования отсутствуют).
    28.02.86 материалы дела были возвращены из Москвы в Грузинское УГА на дополнительное расследование, которое было оформлено Актом ГУГА от 15.04.86. В Акте полностью подтверждается выводы первой комиссии о причинах катастрофы, связанных с поражением вертолета ракетой «Алазань-2М», а также выводы экспертизы Министерства юстиции Грузинской ССР. В акте указывается, что наличие свинца обнаружено также и в Москве, при вторичной экспертизе ВНИИ судебных экспертиз Министерства юстиции ССР, которая в своем заключении опровергает происхождение свинца от каких-либо составных частей или топливных компонентов вертолета.
    В акте ГУГА также подчеркивается, что на градобойной точке №16 (летник Бакана – 7 км севернее места АП на высоте 1 200 м) установка в момент АП находился повернутой с азимутом 170° и углом наклона 20°. Эта точка является наиболее вероятной точкой пуска ракеты. Сопоставляя траекторию полета ракеты и фактический путь вертолета, вероятность попадания ракеты не исключается. Учитывая наличие блокировки на ракетных установках, направленных на исключение самопроизвольного схода ракеты при углах установки менее 40°, можно предположить, что пуск ракеты осуществлялся в ручном режиме, минуя блокировку, что технически возможно.
    Комиссия указывает, что позднее (почти через 11 месяцев после АП) направление дела на дополнительное расследование, делает невозможным проведение каких-либо новых экспертиз или работ на месте происшествия.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Дело было закрыто согласно приказа МГА №131ДСМ от 12.06.86, в котором предписывалось летное происшествие числить по группе 11 (причина не установлена).


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     Принцип действия ракеты «Алазань-2М»:
    После запуска ракеты с направляющей при помощи создания тяги воспламенением топливной шашки двигателя в полете происходит срабатывание головного взрывателя, который воспламеняет пиротехническую шашку с химическим реагентом в головной части ракеты. При горении шашки в градовое облако поступает аэрозоль активного реагента. После ее выгорания на 41-43-й секунде полета срабатывает механизм самоликвидации и отработавшая ракета (корпус из бакелитовой бумаги) разрушается на небольшие безопасные осколки.
   
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.