|
|
|
Катастрофа Ми-2 Грузинского УГА северо-восточнее Тбилиси |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 13 апреля 1985 г.
Время: 18:05
Страна: СССР
Место происшествия: Грузинская ССР, Сагареджойский район, Гомборский перевал, 2 км северо-западнее села Кобадзе
Тип ВС: Ми-2У
Регистрация ВС: СССР-15735
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Грузинское УГА, Кутаисский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Пилот 230 летного отряда выполнял транспортно-связные полеты по обслуживанию градобойной экспедиции по заявке отдельной военизированной части борьбы с градом (ОВЧБГ) по маршруту Тбилиси – Телави – район Телави – Ахмета – Тбилиси. В 16:56 мск он произвел взлет с вертолетной площадки Ахмета для следования на базовый аэродром Тбилиси. На борту находился авиатехник, обслуживавший вертолет на оперативных точках. В 17:05 мск (18:05 мест. вр.), днем в ПМУ, вертолет столкнулся со скальным склоном горы в районе Гомборского перевала (41°52’СШ, 45°17’ ВД), разрушился и сгорел. Пилот и авиатехник погибли. Катастрофа произошла на высоте 1 800 м в 2 км с азимутом 310° от села Кобадзе Сагареджойского района Грузинской ССР.
Место катастрофы обнаружено 14 апреля в 07:05. Обломки разбросаны на площади 1 кв. км по двум секторам: юго-юго-восточному и северо-западному направлениям от места первого удара. Фюзеляж и пилотская кабина полностью сгорели.
Фактическая погода в момент АП: облачность 4-6 баллов высотой 2300-2500 м, Гомборские горы открыты.
Полет проходил с МК=220°. В момент столкновения с горой курс был 330°. В 350-400 м до места первого столкновения с землей найдены аккумулятор, осколки остекления кабины и части внутренней обшивки вертолета.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
1 |
1 |
Пассажиры |
1 |
1 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
причины неизвестны |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-2У |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-15735 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
31.07.1972 |
Заводской номер ВС |
542510072 |
Наработка ВС (часы) |
5362 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
471692153 471694040 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Перегоночный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Грузинское УГА, Кутаисский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Ахмета |
Пункт назначения |
Тбилиси |
Начальный пункт маршрута |
Ахмета |
Конечный пункт маршрута |
Тбилиси |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Расследование проводила комиссия Грузинского УГА. В своем Заключении от 29.05.85 комиссия указывает, что на месте АП обнаружены:
- вырванный кусок обшивки фюзеляжа трапециевидной формы с пробоиной снаружи. По контуру пробоины имеются следы краски голубого цвета;
- кусок обшивки фюзеляжа размером 90х150 мм, кусок сетки вентилятора, куски остекления кабины, обгоревшие снаружи;
- правая дверь кабины пилота. Декоративная внутренняя облицовка двери сгорела, снаружи – сильная копоть, фиксатор ручки – в открытом положении;
- левый борт контейнера основного топливного бака, сильно обгоревший, со следами плавления металла;
- нижняя часть основного топливного бака с характерными признаками взрыва. Плата магниевого сплава крепления подкачивающих топливных насосов со следами вырыва взрывной волной с места установки топливного бака;
- другие обломки фюзеляжа вертолета и его оборудования, имеющие следы горения на внутренних поверхностях.
Указанные детали находились вне очага пожара, возникшего в результате разрушения вертолета от удара о землю.
На месте происшествия были найдены осколки голубого цвета, некоторые из них имели цилиндрическую форму.
Экспертиза НИИ судебной экспертизы Министерства юстиции Грузинской ССР установила, что:
1) представленные на экспертизу 4 куска с поверхностью голубого цвета являются частями противоградовой ракеты типа «Алазань-2М».
2) на куске обшивки вертолета имеются следы воздействия корпуса и стабилизатора ракеты, окрашенной в голубой цвет.
3) на частях вертолета имеются следы от составляющей части реагента противоградовой ракеты, а именно частицы свинца, распределенные как по поверхности представленных на экспертизу форменного погона с места происшествия, брюк и костюмов членов экипажа, чехла зеленого цвета, кусков оргстекла, так и в виде точечных, единичных отложений на галстуке синего цвета и деталях вертолета (фигурных прокладках).
Комиссией установлено, что вертолет возвращался на базу после обслуживания отдельных военизированных частей в Телавском и Ахметском районах. В полете, на высоте 1 900 м, в районе горы Гомбори в момент перехода на частоту очередного органа УВД для установки контрольной связи и выполнения правого доворота на курс следования, в кабине вертолета возник пожар, вызванный прямым попаданием мощного источника тепла в конструкцию вертолета (согласно исследованию остатков вертолета и посторонних предметов, найденных на месте происшествия – ракеты «Алазань-2М»). Мгновенно возникшая катастрофическая ситуация, сопровождавшаяся пожаром с высокой температурой и интенсивным горением, а также возможным разрушением конструкции вертолета от взрыва ракеты (что подтверждается наличием элементов вертолета в секторе, предшествующему первому удару о скалу) привела к полной потере работоспособности и, вероятно, жизнедеятельности пилота и авиатехника. В дальнейшем полет был неуправляемым. На высоте 1 800 м, с правым креном, с увеличением вертикальной и поступательной скоростей, вертолет ударился о скальный выступ горы. Пилот и авиатехник были выброшены из кабины. Затем, хаотично перемещаясь по воздуху на протяжении 200-250 м и разрушаясь, неуправляемый горящий вертолет упал на склон горы и окончательно разрушился.
Военизированная служба по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Грузинского УГКС на запрос комиссии дала справку, что 13 апреля работы в Восточном районе ВС УГКС Грузии не проводились.
Комиссия провела опросы очевидцев, находившихся на пунктах пуска ракет в районе АП. По показаниям очевидца – рабочего ОВЧБГ пункта №18 (с. Руиспири – 14 км северо-восточнее места АП) Джачвадзе Ш.Ш. 13 апреля к ним пришли в гости русские, которых «угостили». Потом дежурный повел их к пункту пуска ракет и произвел пуск один раз. Пуска очевидец не видел, только слышал звук. Времени пуска он не помнит. Другие опрошенные очевидцы с этой и других точек пуска стрельбы 13 апреля отрицают или не могут вспомнить.
Заключение: причиной катастрофы явилось поражение вертолета противоградовой ракетой типа «Алазань-2М», что привело к возникновению пожара в полете и полной потере работоспособности и жизнедеятельности командира вертолета.
21.01.86 Транспортная прокуратура СССР выдала заключение, согласно которому:
- по информации комиссии ЗакВО с участием представителей заинтересованных организаций, в день происшествия в указанном районе противоградовые мероприятия не проводились, а градоопасная ситуация не возникала;
- по заключению судебно-баллистической экспертизы, попадание в корпус вертолета указанных ракет, выпущенных из месторасположения противоградовых установок, представляется невозможным;
- специалистами ВНИИ судебных экспертиз Министерства юстиции СССР установлено, что на объектах разрушенного вертолета и одежде членов экипажа продуктов взрыва взрывчатых веществ бризантного или метательного действия не имеется.
Следствием опровергнуто заключение первоначальной экспертизы, которое положено в основу вывода ГУГА. Согласно заключению повторной судебно-криминалистической экспертизы, методика исследования первоначальной экспертизы неправильная. На одежде членов экипажа и частях вертолета йодида свинца и йодида серебра, которые являются компонентами реагента противоградовых ракет «Алазань-2М», не имеется (акты всех проведенных в Москве экспертиз в материалах расследования отсутствуют).
28.02.86 материалы дела были возвращены из Москвы в Грузинское УГА на дополнительное расследование, которое было оформлено Актом ГУГА от 15.04.86. В Акте полностью подтверждается выводы первой комиссии о причинах катастрофы, связанных с поражением вертолета ракетой «Алазань-2М», а также выводы экспертизы Министерства юстиции Грузинской ССР. В акте указывается, что наличие свинца обнаружено также и в Москве, при вторичной экспертизе ВНИИ судебных экспертиз Министерства юстиции ССР, которая в своем заключении опровергает происхождение свинца от каких-либо составных частей или топливных компонентов вертолета.
В акте ГУГА также подчеркивается, что на градобойной точке №16 (летник Бакана – 7 км севернее места АП на высоте 1 200 м) установка в момент АП находился повернутой с азимутом 170° и углом наклона 20°. Эта точка является наиболее вероятной точкой пуска ракеты. Сопоставляя траекторию полета ракеты и фактический путь вертолета, вероятность попадания ракеты не исключается. Учитывая наличие блокировки на ракетных установках, направленных на исключение самопроизвольного схода ракеты при углах установки менее 40°, можно предположить, что пуск ракеты осуществлялся в ручном режиме, минуя блокировку, что технически возможно.
Комиссия указывает, что позднее (почти через 11 месяцев после АП) направление дела на дополнительное расследование, делает невозможным проведение каких-либо новых экспертиз или работ на месте происшествия.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Дело было закрыто согласно приказа МГА №131ДСМ от 12.06.86, в котором предписывалось летное происшествие числить по группе 11 (причина не установлена). |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
Принцип действия ракеты «Алазань-2М»:
После запуска ракеты с направляющей при помощи создания тяги воспламенением топливной шашки двигателя в полете происходит срабатывание головного взрывателя, который воспламеняет пиротехническую шашку с химическим реагентом в головной части ракеты. При горении шашки в градовое облако поступает аэрозоль активного реагента. После ее выгорания на 41-43-й секунде полета срабатывает механизм самоликвидации и отработавшая ракета (корпус из бакелитовой бумаги) разрушается на небольшие безопасные осколки.
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|