Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ил-14М Магаданского УГА близ Магадана
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  26 июня 1969 г.
Время:  12:47
Страна:  СССР
Место происшествия:  Магаданская область, долина реки Хасын, 10,5 км северо-западнее а/п Магадан, 56 км
Тип ВС:  Ил-14
Регистрация ВС:  СССР-91527
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Магаданское УГА, 1-й Магаданский ОАО
 


Описание
    Экипаж 185 летного отряда выполнял полет днем в ПМУ по перевозке груза весом 2 260 кг, состоящим из бурового оборудования, бытовых металлических изделий и четырех мешков с вещевым имуществом. Опасных грузов на борту не было. Самолет, оборудованный для ледовой разведки, в летний период использовался для транспортных полетов. Оборудование для ледовой разведки и два дополнительных топливных бака в пассажирской кабине (пустых в данном полете) при этом не демонтировались. Взлет из аэропорта Магадан, 56 км с МК=284° был произведен в 12:39 местного времени. Фактическая погода при взлете была: облачность 9/1 баллов кучевая высотой 1 500 м, средняя, видимость 20 км, ветер 150° 3 м/с. В 12:41 экипаж доложил о взлете, затем о пролете ДПРМ и развороте на курс следования. Получив команду от диспетчера КДП доложить занятие высоты 1 500 м, экипаж подтвердил ее ясность. Больше на связь экипаж не выходил и на запросы не отвечал. В 13:23 самолет обнаружен горящим в лесу в долине реки Хасын в 10,5 км от КТА аэропорта с азимутом 313°.
    По показаниям второго пилота и бортрадиста, после взлета на высоте 150 м бортрадист вышел в пассажирскую кабину, осмотрел состояние загрузки и доложил, что всё в порядке. Через 2-3 минуты после пролета ДПРМ на высоте 700 м бортрадист почувствовал запах гари. Проверив работу электрической системы и убедившись в ее исправности, он открыл дверь кабины пилотов. В кабину ворвались клубы черного удушливого дыма и бортрадист закрыл дверь. КВС со снижением энергично развернул самолет на 180° в сторону аэродрома и попытался доложить по командной радиостанции о пожаре на борту. КДП зафиксировал только нажатие, затем треск и шум в эфире. Бортрадист с огнетушителем вновь попытался проникнуть в кабину, но там был сплошной черный дым без видимых очагов пламени. Дым быстро заполнил кабину пилотов. Оценив скоротечность событий и теряя видимость земли из-за черного дыма и копоти, оседавшей на стеклах кабины, экипаж увеличил вертикальную скорость снижения до 10-15 м/с с целью посадки на поле впереди по курсу полета. Второй пилот показал, что КВС и бортмеханик потеряли сознание. Второй пилот удерживал самолет от кренов по просматриваемому силуэту планки авиагоризонта. Для просмотра пролетаемой местности он приоткрыл боковую форточку, но из-за увеличивающейся тяги дыма вновь закрывал ее. Чувствуя, что земля в непосредственной близости и теряя сознание, второй пилот перевел РУД на малый газ и взял штурвал на себя. Самолет с работающими двигателями, большим углом тангажа и правым креном вначале ударился ОЧК правого крыла о верхушки деревьев и срубил их. ОЧК разрушилась и ее часть отделилась от самолета. Консольные топливные баки выпали и загорелись. Самолет развернулся вправо на 60-70°, ударился нижней правой частью центроплана о землю, затем левой передней частью кабины о дерево, развернулся еще на 20-30° и упал в 65 м от места первого касания препятствий. При ударе о дерево кабина пилотов разрушилась. КВС, второй пилот и бортрадист были выброшены наружу. Бортмеханика и штурмана зажало в кабине. Самолет полностью сгорел. Второй пилот и бортрадист получили тяжелые ранения. Остальные члены экипажа погибли. Полет продолжался 7 мин. 24 сек.
    Аварийная обстановка развивалась скоротечно и продолжалась 3-4 минуты. Источник дыма находился в пассажирской кабине над полом между передним и задним багажником.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 3
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП причины неизвестны
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-14
Регистрационный номер (id) ВС СССР-91527
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 22.07.1957
Заводской номер ВС 7343104
Наработка ВС (часы) 18872
Наработка ВС (циклы) 9299
Силовая установка Б 28271163 Б 28271165


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Грузовой
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Магаданское УГА, 1-й Магаданский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Магадан
Пункт назначения Сеймчан
Начальный пункт маршрута Магадан
Конечный пункт маршрута Певек


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной катастрофы является интенсивное появление черного удушливого дыма в пассажирской кабине, который привел к вынужденной посадке вне видимости земли с потерявшими сознание пилотами. Из-за сильного разрушения самолета источник дыма установить не представляется возможным.
    Дело было передано в следственные органы. Прокуратурой был сделан следующий вывод, на основании которого уголовное дело было прекращено: Причиной катастрофы самолета стало короткое замыкание на распределительном щите в системе питания радиоаппаратуры. Версия о возгорании груза не подтверждается.
    На данное решение прокуратуры была направлена жалоба за подписью начальника Магаданского УГА, в которой данный вывод назван несостоятельным по следующим причинам:
    1) По заключению комиссии, пожар возник в пространстве, ограниченном задней стенкой переднего багажника (16-й шпангоут), передней стенкой заднего багажника (34 шпангоут) и полом. Распределительный щит расположен в кабине пилотов. По заключению специалистов МГА и ГОС НИИ ГА остатки распределительного щита в системе питания радиоаппаратуры не носят следов короткого замыкания и не могли быть причиной пожара.
    2) Свидетели происшествия на земле показали, что после падения самолета в основном горела пассажирская кабина, а кабина пилотов была сильно разрушена.
    3) Короткое замыкание в распределительном щите, отделенном от пассажирской кабины передним багажником, не могло вызвать в ней пожар.
    4) В дыхательных путях КВС при вскрытии в составе копоти обнаружены медь, магний, железо и цинк от лакокрасочных покрытий и элементов конструкции пассажирской кабины.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.