Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Як-42Д а/к Avioimpex в Македонии
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  20 ноября 1993 г.
Время:  23:30
Страна:  Македония
Место происшествия:  близ Охрида
Тип ВС:  Як-42Д
Регистрация ВС:  RA-42390
Авиакомпания:  Avioimpex
Рейс:  AXX110
 


Описание
    Из-за сильного снегопада над аэропортом назначения Скопье самолет, взятый в лизинг у Саратовского авиапредприятия македонской авиакомпанией, был направлен на запасной аэродром - бывший военный аэродром Охрид. Система управления воздушным движением недавно образовавшейся после развала Югославии республики Македония была весьма устаревшей. Имелась значительная нехватка квалифицированного персонала и навигационного оборудования. Диспетчер, управлявший заходом на посадку, работал менее двух лет. Заход на посадку ночью в ПМУ производился по системе VOR/DME на ВПП 02 (со стороны Охридского озера). При этом азимутальный радиомаяк (VOR) а/п Охрид не работал. В условиях неполучения индикации работы маяка VOR и отсутствия контроля местоположения ВС относительно аэродрома по азимуту, имея информацию о позиции ВС только по дальности, экипаж вследствие непосадочного положения самолета принял решение об уходе на второй круг. Радиообмен между экипажем и диспетчером велся с нарушением установленных правил. В результате сочетания этих факторов экипаж вместо набора высоты с сохранением посадочного курса произвел правый разворот в сторону горного района, находясь на высоте ниже безопасной. Примерно в 2 км восточнее аэропорта самолет, уклонившись от линии заданного пути, столкнулся со склоном горы Вишевско-Брдо (1 204 м), полностью разрушился и частично сгорел. Единственный выживший пассажир, получивший тяжелые ранения, скончался в больнице 02.12.93.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 8 8
Пассажиры 108 108
На земле   0
Всего погибших 116


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета уход на второй круг
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Як-42Д
Регистрационный номер (id) ВС RA-42390
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 1990
Заводской номер ВС 4016557
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса AXX110
Категория рейса Чартерный пассажирский
Авиакомпания Avioimpex
Государство регистрации авиакомпании Македония
Пункт вылета Женева
Пункт назначения Скопье
Начальный пункт маршрута Женева
Конечный пункт маршрута Скопье


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной АП явилось значительное отклонение самолета от установленной схемы захода на посадку и отсутствие у экипажа информации о точном местоположении ВС по высоте в метеоусловиях, исключающих визуальный заход на посадку, при сочетании следующих факторов:
    - невыполнения экипажем части предусмотренных технологических процедур, что привело к потере должного контроля за параметрами движения ВС по высоте, невозможности выполнения посадки с первого захода и невыдерживанию установленных высот полета при выполнении последующих маневров;
    - отсутствия индикации сигнала VOR в кабине экипажа;
    - недостаточной освещенности а/д Охрид применительно к возможности использования его в качестве запасного, что, в условиях неисправности РТО и отсутствия радиолокационного контроля и радиопеленгации, в значительной мере осложнили действия экипажа и диспетчера по контролю за местоположением ВС;
    - реализацией экипажем необоснованно принятого ими решения о повторном заходе на посадку при отсутствии индикации VOR на борту, что привело к потере своего точного местонахождения;
    - недооценки опасности ситуации диспетчером а/д Охрид при осознании им потери ориентировки экипажем ВС при полете в районе горного аэродрома, непринятии диспетчером всех возможных мер, позволяющих предотвратить столкновение самолета с препятствиями и дезориентации экипажа о возможности выполнения посадки в данной ситуации, выразившейся в требовании доложить получение сигнала выведенного из регламента курсового маяка («REPORT LOCALIZER ESTABLISHED»), что было воспринято экипажем, как санкционирование возможности продолжения захода на посадку.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации


Фотографии

 






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.