Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Столкновение Ту-134А Эстонского УГА с Ан-26 ВВС в районе г.Золочев
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  03 мая 1985 г.
Время:  12:13
Страна:  СССР
Место происшествия:  Украинская ССР, Львовская область, 6 км северо-западнее г.Золочев
Тип ВС:  Ту-134А
Регистрация ВС:  СССР-65856
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Эстонское УГА, Таллинский ОАО
Рейс:  8381
расшифровка переговоров
 


Описание
    В день происшествия управление движением воздушных судов в районе а/п Львов осуществляла смена руководителя полета Квашиниа А.М.
    Перед заступлением на дежурство смена прошла медицинский контроль и инструктаж. Отдых диспетчерского состава до заступления на дежурство составлял 46 часов.
    Осуществлять подмену диспетчерского состава на рабочих местах было поручено старшему диспетчеру Телишевскому Г.А. Руководитель полетов планировал личную тренировку на рабочем месте диспетчера посадки. В процессе работы смены определенный на инструктаже порядок подмены диспетчеров был нарушен.
    Находясь на диспетчерском пункте подхода, руководитель полетов Квашнин А.М. принял решение произвести замену диспетчера старта старшим диспетчером Телишевским Г.А., а замену диспетчера руления - диспетчером радиолокационного контроля диспетчерского пункта подхода Яцулой И.Ф. Рабочее место диспетчера радиолокационного контроля подхода разрешил занять диспетчеру подхода Савчуку П.А., который согласно графику работы службы движения был определен на диспетчерском пункте подхода диспетчером по согласованию. Сам же Квашин А.М. решил производить тренировку на рабочем месте диспетчера подхода по согласованию без присутствия диспетчера, готового при необходимости незамедлительно принять на себя управление воздушным движением, чем нарушил требования пп.4.2.2, 4.2.3 НСД-ГА81.
    Погода в зоне Львовского РЦ УВД определялась областью низкого давления и проходившим южнее Львова теплым фронтом и характеризовалась слоисто-кучевой и разорвано-дождевой облачностью с верхней границей 5-6 км. В облаках имелись слабое обледенение и турбулентность. Температура около -10°С, ветер 220° 60 км/ч
    Экипаж самолета Ту-134А №65856 141 летного отряда, выполнявший рейс №8381, произвел взлет в а/п Таллин в 10:38. На борту находились 65 взрослых пассажиров и 8 детей. Самолет следовал по спрямленному участку воздушной трассы П-43 Пинск-Золочев.
    В 12:05:45 экипаж доложил вход в зону Львовского РЦ УВД на эшелоне 7 800 м. Диспетчер восточного сектора РЦ УВД Шевченко В.В. передал экипажу удаление от а/п Львов 122 км с азимутом 45° и разрешил снижение до 4 200 м на ОПРС Золочев. В 12:08:32 диспетчер отменил свое распоряжение и передал на борт указание снижаться до 4 800 м, так как на высоте 4 500 м, с пересечением курса полета, следовал самолет Ан-24 №47353 на ОПРС Золочев-Великие Дедеркалы.
    В 12:11:09 экипаж доложил эшелон 4 800 м и удаление 25 км от ОПРС Золочев. Диспетчер информировал экипаж о расхождении с Ан-24 №47353 и разрешил снижение до 4 200 м, передав также в 12:11:15 сообщение о наличии в районе Золочева еще одного встречного самолете на эшелоне 3 900 м.
    Этим самолетом был Ан-26 (позывной СССР-26492), принадлежавший 243-му осап ВВС и вылетевший в 12:02 из а/п Львов в Москву с МКвзл=132°. Он следовал по коридору №1 в направлении ОПРС Золочев-Шепетовка. Его экипаж, набрав высоту 1 800 м, в 12:05:22 установил связь с диспетчером радиолокационного контроля ДПП а/п Львов Савчуком П.А., который разрешил ему набор высоты до 4 500 м курсом на ОПРС Золочев, а затем, в 12:06:13 из-за встречного самолета на высоте 4 200 м в районе Золочева передал указание набирать высоту только до 3 900 м.
    В 12:11:58 экипаж Ан-26 доложил набор 3 900 м. Диспетчер Савчук, управлявший движением самолетов по обзорному радиолокатору, нарушив требования п.6.1.7 НСД ГА-81 о ведении постоянного контроля за воздушной обстановкой, ошибочно приняв отметку следовавшего впереди тем же курсом самолета Ан-24 №47353 за отметку Ан-26, сообщил экипажу Ан-26 удаление от а/п Львов 65 км (фактически оно было 56 км) и в нарушение требований п.7.1.16 НПП ГА-78 и п.6.2.3.21 НСД ГА-81 передал управление движением самолета диспетчеру Шевченко. Руководитель полетов Квашнин А.М., выполнявший обязанности диспетчера подхода по согласованию, требованиями п.6.1.7 НСД ГА-81 пренебрег, воздушную обстановку не контролировал, ошибки диспетчера радиолокационного контроля не исправил.
    В 12:12:28 экипаж Ан-26 до пролета рубежа передачи Золочев вышел с диспетчером Шевченко на связь и доложил о пролете в данный момент ОПРС Золочев на высоте 3 900 м с запросом набора высоты 5 700 м курсом на ОПРС Шепетовка. Шевченко набор высоты запретил, информировав экипаж о встречном самолете Ту-134 на высоте 4 200 м с продольным интервалом 10 км (экипаж Ту-134 в 12:12:18 доложил занятие эшелона 4 200 м диспетчеру Шевченко, который передал ему указание переходить на связь с подходом (Савчуком). При этом Шевченко передал экипажу Ан-26 истинное удаление от а/п Львов (60 км с азимутом 86°). На то, что ранее диспетчер Савчук передал удаление 65 км, экипаж Ан-26 внимания не обратил. Почти одновременно, в 12:12:30, экипаж Ту-134 установил связь с диспетчером подхода Савчуком и доложил о входе в зону над Золочевым. Савчук, в нарушение требований пп.5.4.8, 6.2.4.4 НСД ГА-81 принял управление самолетом Ту-134, дал экипажу удаление 65 км с азимутом 85° и, несмотря на наличие впереди по курсу на удалении 10 км на смежном эшелоне встречного самолета Ан-26, не информировав экипаж о сложившейся обстановке и не выполнив требования пп.5.11.1 и 5.11.4 НПП ГА-78, передал экипажу безрассудную команду снижаться до 3 600 м к четвертому развороту с МКпос=312°.
    Находящийся рядом с Савчуком руководитель полетов Квашнин действия диспетчера не контролировал, допущенные им грубые ошибки не исправил, необходимую практическую помощь не оказал, чем нарушил требования пп. 4.5.1, 4.5.3 НСД ГА-81.
    Экипаж Ту-134 подтвердил указание диспетчера и приступил к снижению, что обусловило возникновение аварийной ситуации. Несмотря на предупреждение диспетчера Шевченко, прослушивавшего радиообмен Савчука с экипажем Ту-134, о недопустимости снижения Ту-134 из-за встречного самолета Ан-26, ни Савчук, ни руководитель полетов Квашин своевременных мер не приняли.
    В 12:13:26 самолеты столкнулись на высоте 3 900 м в облаках в 6 км от ОПРС Золочев (64 км от а/п Львов). В последний момент экипажи заметили друг друга в разрывах облачности и попытались резко отвернуть вправо. Столкновение произошло на встречных курсах левыми плоскостями (Ту-134 находился в правом крене 45°, а Ан-26 в правом крене 14°). Оба самолета потеряли управляемость и полностью разрушились при столкновении с землей. Ан-26 потерпел катастрофу в поле близ села Хильчицы. На его борту находились офицеры штаба ВВС Прикарпатского военного округа во главе с командующим, генерал-майором авиации Крапивиным.
    Уровень подготовки экипажей самолетов Ту-134 и Ан-26 соответствовал установленным требованиям. Предварительная и предполетная подготовка осуществлялась в соответствии с действующими руководящими документами. Взлет, набор высоты и полет по маршруту выполнялись в соответствии с РЛЭ.
    До момента столкновения и последующего разрушения самолетов в воздухе конструкции планеров и их системы, силовые установки, авиационное и радиоэлектронное оборудование обоих самолетов функционировало нормально и обеспечивало благополучное завершение полетов.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 6 6
Пассажиры 73 73
На земле   0
Всего погибших 94


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета снижение
Установленные причины АП ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ту-134А
Регистрационный номер (id) ВС СССР-65856
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 20.02.1975
Заводской номер ВС 23253
Наработка ВС (часы) 18548
Наработка ВС (циклы) 12306
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса 8381
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Эстонское УГА, Таллинский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Таллин
Пункт назначения Львов
Начальный пункт маршрута Таллин
Конечный пункт маршрута Кишинев


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссией установлено, что уровень подготовки экипажей обеспечивал выполнение заданий на полеты и не являлся причиной авиационного происшествия. Радиотехнические средства обеспечения полетов Львовского РЦ УВД были работоспособны.
    РП Квашин допустил следующие нарушения:
    а) отпустил с рабочего места диспетчера радиолокационного контроля ДПП и, не обеспечив нахождение на этом рабочем месте старшего диспетчера, разрешил диспетчеру ДПП занять это рабочее место;
    б) при личном присутствии на ДПП и при наличии грубых ошибок в работе подчиненного диспетчера ДПП не принял мер к обеспечению безопасности полетов.
    Диспетчер ДПП допустил следующие нарушения:
    а) при занятии самолетом Ан-26 высоты 3 900 м и подходе к рубежу передачи восточному сектору РЦ, используя средства радиолокационного контроля, неправильно определил фактическое удаление ВС и передал управление им смежному диспетчеру;
    б) при приеме УВД самолетом Ту-134, несмотря на наличие встречного ВС, находившегося в 10 км по курсу следования, не информировал экипаж Ту-134 о сложившейся воздушной обстановке;
    в) при выдаче разрешения на снижение экипажу Ту-134 не уточнил воздушную обстановку и взаимное положение Ту-134 и Ан-26, не вел постоянного радиолокационного контроля за воздушным движением и не обеспечил установленных интервалов эшелонирования при расхождении ВС.
    Диспетчер Савчук был допущен к самостоятельной работе в сентябре 1984 г после двухмесячных курсов в Ульяновском учебном центре. Его квалификация и опыт практической работы были неудовлетворительными.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение:
    Причиной катастрофы явились грубые нарушения правил УВД, допущенные диспетчером ДПП Савчуком П.А. и руководителем полетов а/п Львов Квашниным А.М., разрешивших снижение самолету Ту-134 с пересечением эшелона, занятого самолетом Ан-26, вследствие неправильного определения их взаимного местоположения в районе приводной радиостанции коридора №1 Золочёв.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации


Фотографии

  






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.