Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ту-104А Дальневосточного управления ГВФ близ аэр. Усть-Орда
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  20 октября 1960 г.
Время:  21:14
Страна:  СССР
Место происшествия:  Усть-Ордынский Бурятский национальный округ, близ Усть-Ордынского
Тип ВС:  Ту-104А
Регистрация ВС:  CCCP-42452
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Дальневосточное территориальное управление ГВФ, 202 АОРС
Рейс:  05
 


Описание
    Экипаж 202 АОРС принял самолет в Омске и в 14:45 произвел взлет на Иркутск. Во врученном им бюллетене погоды был вписан прогноз Иркутска сроком с 12 до 15 ч, т.е., менее чем на время полета: облачность 300 – 600 м, видимость 4-10 км, ухудшения не прогнозировалось. В 15:10 неожиданно для АМСГ и РП а/п Иркутск наблюдатель АМСГ сообщил, что высота облаков в Иркутске 160 м, видимость 6,5 км, снег – условия ниже минимума для приема Ту-104. В это время самолет находился в 160 км от Иркутска на высоте 6 000 м с запасом топлива 11 тонн. РП, застигнутый врасплох, не сумел принять правильного решения о направлении самолета на запасные аэродромы Домна или Усть-Орда и принял решение о приеме при погоде ниже минимума. В 15:30 экипаж Ил-14 № Л1830 после пролета БПРМ доложил, что старт не видит и уходит на Усть-Орду. Несмотря на это, РП своего решения не отменил и разрешил заход на посадку двум Ту-104 № 42452 и 42406. Экипажи доложили, что курсоглиссадная система не работает, а ДПСП сообщил, что выключился ночной старт. Диспетчерский локатор был неисправен с 19.10. и не работал. Одновременно выключился БПРМ. Ту-104 №42452 был направлен на повторный заход. Борт 42406 после выполнения четвертого разворота получил погоду Усть-Орды и попросился уйти туда, получив согласие. Борт №42452, экипаж которого при втором заходе на посадку после пролета БПРМ из-за плохой видимости не увидел старт, также был направлен в Усть-Орду. Экипаж борта 42406 произвел посадку в а/п Усть-Орда в 15:58 и сообщил экипажу борта 42452 условия посадки и фактическую погоду: облачность 200-250 м, видимость 3 км, снег. Экипаж борта 42452 приступил к заходу на посадку. После пролета ДПРМ на высоте 800 м он выпустил шасси. Между ДПРМ и БПРМ экипаж вышел из облаков и включил фары. После выхода на визуальный полет бортмеханик доложил, что не горит лампочка выхода передней стойки шасси. КВС принял решение об уходе на второй круг и увеличил режим работы двигателей. Перед пролетом торца ВПП бортмеханик сказал, что, возможно, просто перегорела лампочка. КВС уменьшил обороты двигателей, но затем снова их увеличил для ухода на второй круг и проверки состояния передней стойки шасси. На высоте 10-15 м в горизонтальном полете над ВПП примерно в двух км от ее начала КВС приступил к выполнению левого разворота с набором высоты. После разворота на 70° он увидел стремительно надвигающуюся землю и взял штурвал на себя, дав взлетный режим. В 16:14 мск (21:14 мест. вр.) самолет оборвал провода ЛЭП на высоте 52 м и ударился с левым креном всеми тремя опорами шасси о склон холма на высоте 65 м от уровня аэродрома (крутизна склона 30-35°). Продвинувшись по склону 650 м, самолет загорелся. После эвакуации пассажиров фюзеляж почти полностью сгорел. Штурман, бортмеханик и бортрадист погибли. 4 члена экипажа и 15 пассажиров получили ранения.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 7 3
Пассажиры 61 0
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета уход на второй круг
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ту-104А
Регистрационный номер (id) ВС CCCP-42452
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 10.09.1959
Заводской номер ВС 96601701
Наработка ВС (часы) 1071
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка А 1022041 А 1022092


Сведения о рейсе

Номер рейса 05
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Дальневосточное территориальное управление ГВФ, 202 АОРС
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Омск (Центральный)
Пункт назначения Иркутск
Начальный пункт маршрута Москва (Внуково)
Конечный пункт маршрута Хабаровск


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Выполнение разворота преждевременно, над ВПП, на недопустимо малой высоте.
    Сопутствующие факторы:
    1) Неоправдавшийся прогноз погоды а/п Иркутск.
    2) Неудовлетворительное руководство полетами – непринятие своевременного решения о направлении самолетов на запасной аэродром.
    3) Неисправность сигнализации выпущенного положения передней опоры шасси, что явилось причиной ухода на второй круг.
    4) Экипаж никогда не был в а/п Усть-Орда и не имел твердых знаний инструкции по его эксплуатации.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.