Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария ПС-7 авиаотряда Дальстроя НКВД СССР в Зырянке
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  19 октября 1943 г.
Время:  08:30
Страна:  СССР
Место происшествия:  Магаданская область, Зырянка
Тип ВС:  ПС-7
Регистрация ВС:  СССР-Х259
Авиакомпания:  Авиация Дальстроя
 


Описание
    19 октября в 8 ч 25 мин по местному времени самолёт ПС-7 СССР-Х-259 вырулил на взлётную полосу аэропорта Зырянка. На борту находилось 4 человека экипажа, 8 пассажиров и 218 кг багажа. Через 450-500 м разбега и отрыва от земли, пилот перевел самолёт на режим выдерживания. На разбеге пилот обратил внимание на то, что для подъёма хвоста самолёта пришлось приложить несколько большее усилие к штурвалу, чем обычно, но не придал этому особого значения. После перевода самолёта в набор высоты, угол атаки стал быстро увеличиваться. Для удержания самолёта от сваливания на крыло пилоту пришлось полностью отжать штурвал от себя до упора, но этого оказалось мало, пришлось сбавить обороты моторам. Эта мера позволила удержать самолёт от кабрирования, но он стал терять скорость. Для сохранения скорости пилот был вынужден увеличить обороты моторов, что, в свою очередь, опять вызвало кабрирование самолета. Снова убрав обороты моторов, понимая, что самолёт ведет себя ненормально и продолжать полет невозможно, пилот стал подбирать место для вынужденной посадки. Слева от направления полёта имелась коса реки Колыма, пилот принял решение произвести вынужденную посадку на эту косу и стал доворачивать самолёт. При выполнении доворота произошла потеря скорости, самолёт свалился на левое крыло и упал с высоты около 30-40 м на лёд протоки реки в 8 ч 30 мин. При падении самолёт получил значительные повреждения крыльев, двигателей и нижней части фюзеляжа. Восстановлению не подлежит. Пожара не произошло. Экипаж и пассажиры не пострадали за исключением бортмеханика, получившего ушиб и вывих правого плеча. После падения фюзеляж самолёта был частично затоплен водой.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 0
Пассажиры 8 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета взлет
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС ПС-7
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Х259
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 07.08.1934
Заводской номер ВС 22241
Наработка ВС (часы) 1321
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 2-4061 2-6103


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Авиация Дальстроя
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Зырянка
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Зырянка
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Осмотрев место происшествия и опросив состав экипажа комиссия установила следующее :
    Размещение багажа пассажиров в самолёте было неверным – не соответствовало ни одному из вариантов загрузки для самолёта ПС-7, даже учитывая его общую регулировочную переднюю центровку. Для получения нормальной центровки багаж необходимо было разместить в носовой штурманской кабине, а пассажиров - в средней части фюзеляжа. Вместо этого бортмеханик и авитехник допустили загрузку багажа также в среднюю и хвостовую части фюзеляжа, что, в свою очередь, и привело к запредельной задней центровке. Пилот при подготовке к вылету не проверил размещение груза в самолёте, а лишь ограничился докладом бортмеханика о том, что самолёт готов к вылету. На разбеге пилот не придал значения тому факту, что для подъёма хвоста потребовалось приложить к штурвалу большее усилие, чем обычно, и отнеся это на счет тугости управления вследствие понижения температуры, продолжил взлет вместо его прекращения. Возможность отрыва самолёта с запредельно задней центровкой была обусловлена применением пилотом неправильного приема производства взлёта – увеличением до предела положительного угла атаки стабилизатора для поднятия хвоста, с последующим уменьшением угла после отрыва самолёта. После отрыва пилот, заметив, что самолёт имеет склонность к кабрированию, принял неправильное решение – развернуть самолет на минимальной скорости, действуя почти одним рулем направления без крена, что привело к заносу хвоста и потере скорости с последующим сваливанием на левое крыло и падением
    Комиссия считает виновниками данной аварии :
    1. Пилота Б. - нарушившего ст. 278 пункт «Г» - лично не проверил размещение груза в самолёте, а также ст. 48 - 49 Наставления по летной службе – допустил разворот на малой высоте с потерей скорости.
    2. Бортмеханика В.- несерьёзно отнёсшегося к загрузке самолёта, и не поставившего в известность пилота о размещении груза в самолёте.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации Гос. архив Магаданской области


Фотографии

   






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.