Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ил-18В Армянской отд авиагруппы ГВФ близ а/п Минеральных Вод
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  31 декабря 1961 г.
Время:  17:58
Страна:  СССР
Место происшествия:  Ставропольский край, 3 км юго-западнее аэропорта Минеральных Вод
Тип ВС:  Ил-18В
Регистрация ВС:  СССР-75757
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Армянская отдельная авиагруппа ГВФ
Рейс:  вне расписания
 


Описание
    29,30 и 31 декабря из-за плохих метеоусловий в кавказском регионе было задержано множество рейсов. В аэропорту Тбилиси скопилось около 500 пассажиров. Самолет Ил-18 (СССР-75757), выполнявший рейс Внуково – Ереван, был посажен в Тбилиси на запасной. Аэропорт Еревана в течение длительного времени продолжал оставаться закрытым и многие пассажиры начали сдавать билеты. Во второй половине дня 31 декабря открылся аэропорт Минеральных Вод. Руководство Грузинского управления ГВФ связалось с руководством Армянской ОАГ и попросило разрешения использовать два их самолета Ил-18, находившихся в Тбилиси, для организации дополнительных рейсов вне расписания для вывоза части скопившихся пассажиров. Руководство Армянской ОАГ сначала ответило отказом, но затем, узнав, что открытия аэропорта Еревана по-прежнему не ожидается, дало разрешение. О начале посадки на рейс в Мин Воды объявления в аэропорту не делалось. Тем не менее, после подачи трапа собравшаяся толпа пассажиров начала неорганизованно врываться в самолет. Никакой проверки билетов не проводилось. После заполнения салона трап с не успевшими зайти на борт пассажирами начал отъезжать от самолета. Затем выяснилось, что в самолет не успели попасть бортмеханик и одна из бортпроводниц. Для них была спущена приставная лестница, по которой на борт проникло еще несколько пассажиров. В результате на борту самолета, имевшего 84 пассажирских кресла, оказалось 110 пассажиров.
    Взлет был произведен в 16:55. 26 пассажиров, которым не хватило места, стояли или сидели на чемоданах в проходах между рядами, а также в гардеробе и буфете. В результате вместо указанной в центровочном графике центровки 19% САХ фактическая центровка составляла 24,5% САХ, что превышало предельно заднюю центровку на 1% САХ.
    Полет до Минеральных Вод прошел без происшествий. К моменту захода на посадку фактическая погода в аэропорту Минеральных Вод была: облачность 10 баллов, слоистая и разорвано-слоистая, нижняя кромка 120 м, дымка, слабый снег, видимость 2 000 м.
    После выхода из 4-го разворота самолет находился на удалении 20 км от ВПП правее посадочного курса на 800-900 м. На удалении 8 км диспетчер ПРЛ вывел самолет на посадочный курс. ДПРМ (3 850 м от ВПП) самолет прошел на курсе (117°) и на глиссаде на высоте 250 м. После пролета ДПРМ диспетчер спросил экипаж, видит ли он огни старта. Экипаж ответил, что не видит и уходит на второй круг. После ухода на второй круг самолет значительно уклонился вправо и вышел в район возвышенности с МК=188°. Столкновение с землей произошло в 17:58 в 3 км юго-западнее аэропорта с превышением на уровнем аэродрома 90 м. Разрушаясь, самолет продвинулся по земле 280 м, развернулся влево и загорелся. В результате пожара он почти полностью сгорел.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 9 2
Пассажиры 110 30
На земле   0
Всего погибших 32


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета уход на второй круг
Установленные причины АП ошибка экипажа, ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-18В
Регистрационный номер (id) ВС СССР-75757
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1961
Заводской номер ВС 181003202
Наработка ВС (часы) 593
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка Н 2023105Р-1 С 2033046Р-1 Н 20231450Р-1 Н 2023012Р


Сведения о рейсе

Номер рейса вне расписания
Категория рейса Чартерный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Армянская отдельная авиагруппа ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Тбилиси
Пункт назначения Минеральные Воды
Начальный пункт маршрута Тбилиси
Конечный пункт маршрута Минеральные Воды


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной катастрофы явилось нарушение экипажем требований инструкции по взаимодействию между членами экипажа при заходе на посадку ночью в СМУ. Вследствие этого произошло уклонение вправо и столкновение с холмом. Экипаж начал уход на второй круг с высоты 90 м, а столкновение с землей произошло без крена на этой же высоте, т.е. помимо уклонения вправо экипаж не перевел самолет в набор высоты.
    Сопутствующие факторы: Передача фактической погоды получасовой давности (погода за это время стала значительно хуже);
    нарушение НПП ГА-58 со стороны диспетчера – запрос экипажа о видимости старта отвлек внимание КВС от приборов на землю;
    безобразная организация посадки пассажиров в Тбилиси, которые врывались на борт толпой. В результате на борту оказались пассажиры, не имевшие билетов, а их общее число превышало максимальное на 26 человек. Наличие не имевших мест пассажиров создало дополнительные трудности при их спасении и увеличило количество жертв. Это обстоятельство, а также длительное ожидание вылета привело к возбужденному состоянию членов экипажа.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.