Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Казахского управления ГВФ в районе Семипалатинска
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  10 декабря 1960 г.
Время:  09:36
Страна:  СССР
Место происшествия:  Казахская ССР, Семипалатинская область, 45 км южнее а/п Семипалатинск
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-33181
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Казахское территориальное управление ГВФ
 


Описание
    Экипаж Семипалатинской ОАЭ Казахского ТУ ГВФ выполнял рейс №11 Семипалатинск – Абай. В 05:10 мск командир самолета прошел предполетную подготовку вместе с другими пилотами ОАЭ, в процессе которой прослушал предварительную метеоконсультацию по маршруту полета, и с заданием на полет явился на АМСГ, где дежурный синоптик без проведения консультации выдала ему бланк АВ-5, выписанный ранее другому пилоту по тому же маршруту, с пометкой «ориентировочный», сроком действия с 05:30 до 06:30 мск. С данным бланком АВ-5 пилот явился к диспетчеру АДП, который отказался дать разрешение на вылет, так как бланк выписан на другую фамилию и не отвечал сроку действия прогноза, необходимого для полета. Старший диспетчер АДП, признав выписанный прогноз с отметкой «ориентировочный» необоснованным, не добился от начальника АМСГ его изменения. Не приняв мер к выписке прогноза погоды в бланке АВ-5 на имя командира экипажа, со сроком действия на время полета, без доклада командиру авиаэскадрильи, ст. диспетчер принял самостоятельное решение на выпуск пилота в рейс без действующего прогноза погоды в бланке АВ-5.
    Экипаж произвел взлет в а/п Семипалатинск в 06:17 мск. На борту находилось 10 взрослых пассажиров и 106 кг багажа. Полетный вес 4945 кг и центровка 32-33% САХ не выходили за установленные нормы.
    Указанный в выданном пилоту бланке АВ-5 прогноз погоды по маршруту с пометкой «ориентировочный», срок действия которого заканчивался через 13 минут после взлета, предусматривал: облачность 6-9 баллов слоисто-кучевая, высотой 600-1000 м и средняя. Снег, видимость 4-6 км, ветер северо-западный 35-45 км/ч.
    Площадной прогноз погоды для полетов в радиусе 100 км от а/п Семипалатинск с 5 до 11 часов мск предусматривал: облачность 6-9 баллов слоисто-кучевая, высотой 600-1000 м и средняя, без осадков, видимость 4-6 км, ветер северо-западный 35-45 км/ч. У земли ветер западный, с переходом на северо-западный, 4-7 м/с.
    Во время полета, набрав заданную высоту 650 м по давлению а/д Семипалатинск, пилот поддерживал регулярную связь с КДП, в процессе которой передал условия полета: облачность 10 баллов, видимость 2-4 км, а на удалении 45 км от а/п Семипалатинск передал, что видимость 2 км. Получив вторичное указание от КДП о запрете дальнейшего полета и возврате в пункт вылета, пилот сообщил, что возвращается, после чего связь с ним прекратилась.
    В 10:04 мск самолет обнаружен на удалении 45 км с азимутом 186° от а/п Семипалатинск (15 км от н.п. Репинка) разбитым точно на трассе. Экипаж и пассажиры погибли Катастрофа произошла в 06:36 мск (09:36 местного времени).
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 2
Пассажиры 10 10
На земле   0
Всего погибших 12


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-33181
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 14.09.1960
Заводской номер ВС 114547317
Наработка ВС (часы) 149
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Казахское территориальное управление ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Семипалатинск
Пункт назначения Абай
Начальный пункт маршрута Семипалатинск
Конечный пункт маршрута Абай


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Непосредственной причиной катастрофы является потеря скорости и сваливание самолета вследствие потери продольной управляемости при смещении в полете центра тяжести самолета за пределы 40-42% САХ. Такое смещение центровки произошло в результате ухода нескольких пассажиров в хвостовую часть фюзеляжа (туалет), что подтверждается наличием соответствующих следов на элементах конструкции хвостовой части и оперения. При начавшемся кабрировании самолета могло произойти смещение назад остальных пассажиров вследствие недостаточно надежной фиксации сидений и отсутствия привязных ремней. Кроме того, сваливанию мог способствовать разворот, усложнивший пилотирование самолета. Вывод самолета из сваливания в нормальный полет был затруднен ограниченной видимостью и отсутствием хорошо видимого горизонта на малоориентирной заснеженной местности, в результате чего экипаж не справился с пилотированием самолета, имеющего заднюю центровку, при потере им скорости на сравнительно малой (500 м) высоте.
    Главной причиной катастрофы являются плохие организация и руководство полетом в а/п Семипалатинск, выразившееся в выпуске самолета в полет и в вылете командира самолета без прогноза погоды по маршруту полета и пункту посадки.
    Способствующие причины:
    - Некачественная метеорологическая консультация командно-летного и диспетчерского состава в а/п Семипалатинск, в которой указывалась погода по маршруту Семипалатинск – Абай в пределах минимума (облачность 10 баллов высотой 600-1000 м, видимость 4-10 км, в второй половине дня снег). Фактически, по данным бортов самолетов, погода по маршруту была: облачность 10 баллов высотой 600 м и выше, дымка, временами снег, видимость 2-4 км, местами до 1 км;
    - Неудовлетворительное взаимодействие между АМСГ и службой движения в а/п Сеимпалатинск;
    - Плохая метеоосвещенность районов Семипалатинской области, особенно западных и юго-западных.
    Виновники:
    - командир Семипалатинской ОАЭ – зная о неустойчивой метеообстановке на МВЛ утром 10.12.1960, не дал четких указаний о подготовке и организации полетов. Вместо личного участия в организации и руководстве полетами ушел на якорную стоянку самолетов, чем нарушил требования п.4 циркуляра ГУ ГВФ №111/ц от 19.10.1960;
    - начальник а/п Семипалатинск – неудовлетворительно руководит подчиненной ему службой движения, вследствие чего там имеются серьезные недостатки в организации и руководстве полетами;
    - ст. диспетчер а/п Семипалатинск – выпустил пилота в полет без прогноза погоды по маршруту полета и пункту посадки (в нарушение п. «Г» §129 НПП ГА-58). Не принял мер к своевременному возврату и не дал четких указаний командиру самолета о немедленном возврате в аэропорт вылета;
    - командир самолета – произвел вылет без прогноза погоды по маршруту и пункту посадки и несвоевременно принял решение о возврате на аэродром вылета при встрече с погодой ниже минимума трассы (в нарушение п. «Г» §129 НПП ГА-58, а также §48/67 Инструкции по организации и руководству движением самолетов на воздушных трассах СССР и МВЛ ГВФ);
    - ст. инженер-синоптик АМСГ а/п Семипалатинск – не выписала (не оформила на бланке АВ-5) пилоту прогноз погоды по маршруту и не обеспечила его предполетной консультацией.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.