Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-24РВ Северо-Кавказского УГА в Грузии
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  17 ноября 1975 г.
Время:  22:14
Страна:  СССР
Место происшествия:  Грузинская ССР, Абхазская АССР, г. Апшара, 25 км северо-восточнее Гали
Тип ВС:  Ан-24РВ
Регистрация ВС:  CCCP-46467
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Северо-Кавказское УГА, Краснодарский ОАО
Рейс:  6274
 


Описание
    Экипаж 241 летного отряда произвел взлет в а/п Тбилиси в 20:23. Полет проходил на эшелоне 6 000 м в облаках и между слоями. Прогноз погоды по маршруту с 18:00 до 24:00 был таким: облачность 4-7 баллов, кучево-дождевая, разорвано-дождевая 200-300 м, верхняя граница – 4-5 км, ливневый дождь, интенсивная болтанка, сильное обледенение. Зная о наличии на трассе грозовых очагов и наблюдая их по бортовому радиолокатору и получив информацию от диспетчера РДП Сухуми, что предыдущий борт обходил засветку севернее трассы приблизительно на 15 км, экипаж принял решение на обход гроз севернее 10-15 км, о чем доложил в 21:02. В 21:04 экипаж произвел отворот вправо от линии заданного пути на 25° и следовал курсом 320°. В 21:08 диспетчер предложил довернуть влево и вернуться на трассу, разрешив при этом снижение до 4 200 м. Экипаж, опираясь на пролет предыдущего борта, подтвердил свое решение обходить севернее. В 21:11:40 экипаж доложил занятие 4 200 м и перешел на связь с диспетчером подхода, которого в этот момент подменил диспетчер зоны. Он разрешил снижение до 3 000 м. В 21:13:41 экипаж доложил о пролете траверза ОПРС Гали и о занятии высоты 3 000 м. При снижении до 4 200 и 3 000 м экипаж заданной высоты не фиксировал, а продолжал снижение дальше. Подменяющий диспетчера подхода диспетчер зоны разрешил снижение до 1 200 м курсом на ДПРМ. После этого связь с бортом прекратилась. Полностью разрушенный самолет обнаружен в 61 км от а/п Сухуми с азимутом 90° в 25 км севернее трассы на южном склоне горы Апшара (высота 2 580 м) на отметке 2 250 м (юго-западный отрог Большого Кавказского хребта, 15 км южнее восточной части Кодорского хребта). Место катастрофы, находящееся в точке с координатами 42°49’50” СШ, 41°53’15” ВД, расположено на скалистом крутом склоне с углом наклона от 60 до 90°, покрытом снегом глубиной 0,5-1 м. Столкновение с горой произошло в 21:14:30 мск (22:14:30 мест. вр.) с углом тангажа на пикирование -4-5° без крена на скорости 410 км/ч под углом 50-60° в горизонтальной плоскости. Фактическая погода в районе происшествия была: облачность 10 баллов, кучево-дождевая, верхняя граница 5-7 км, дождь, грозы.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 5
Пассажиры 33 33
На земле   0
Всего погибших 38


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета снижение
Установленные причины АП ошибка экипажа, ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-24РВ
Регистрационный номер (id) ВС CCCP-46467
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 21.07.1972
Заводской номер ВС 27307905
Наработка ВС (часы) 7335
Наработка ВС (циклы) 6878
Силовая установка 47522025 4722040


Сведения о рейсе

Номер рейса 6274
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Северо-Кавказское УГА, Краснодарский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Тбилиси
Пункт назначения Сухуми (Бабушера)
Начальный пункт маршрута Тбилиси
Конечный пункт маршрута Краснодар (Пашковская)


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Полет проходил в сложных условиях горной местности и грозовой деятельности. При обходе экипаж не контролировал свое местонахождение и выполнял полет в 20-25 км севернее трассы. При подходе к ОПРС Гали экипаж ошибочно, не доходя 8-10 км, определил пролет траверза ОПРС, о чем доложил диспетчеру. Диспетчер РДП, не имевший допуска к работе на ДПП и подменивший другого диспетчера, не контролировал движение самолета по радиолокатору и радиопеленгатору. В нарушение Инструкции по производству полетов а/п Сухуми, он дал разрешение на снижение до 1 200 м, не зная местонахождения самолета. Экипаж, также не зная своего местонахождения, слепо выполнил команду. Продожая снижение, начатое за 7 км до пролета ОПРС Гали с боковым уклонением 25 км от трассы, строго на траверзе ОПРС самолет столкнулся с горой.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основная причина – нарушение диспетчерским составом правил УВД и ошибка экипажа при определении местонахождения самолета при снижении в горах.
    Сопутствующие факторы:
    1) Нижний безопасный эшелон полета по данной трассе в районе ОПРС Гали рассчитан с нарушением. Максимальное превышение учитывалось в полосе 17 км от трассы, а не в 25 км от трассы. Таким образом, нижний безопасный эшелон полета был установлен 2 400 м, а должен был составлять 3 600 м. В результате снижение по трассе производилось ниже фактической безопасной высоты, что создавало угрозу безопасности полетов.
    2) Нарушения и недостатки в организации метеообеспечения полетов.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.