Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-4 управления Полярной авиации ГВФ в Мурманске
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  17 мая 1960 г.
Время:  11:46
Страна:  СССР
Место происшествия:  Мурманская область, Кольский залив, район пос. Роста
Тип ВС:  Ми-4
Регистрация ВС:  СССР-04311
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Управление Полярной авиации ГВФ, 247 ао
 


Описание
    Экипаж 247 авиаотряда Управления Полярной авиации 13 мая 1960 года вылетел по маршруту Москва (Захарково) - Череповец – Петрозаводск – Мурманск (Мурмаши) для последующего базирования на атомоходе «Ленин» и участия в первом испытательном походе ледокола в Арктику (выполнение ледовой разведки и спецзаданий).
    После прибытия в Мурманск экипаж выезжал к месту стоянки ледокола для оценки условий посадки. Атомоход стоял на бочках у своей базы в Кольском заливе (район пос. Роста). С борта на берег были уложены сходни. Вертолетная площадка расположена на корме судна. Заход на посадку на нее был возможен только со стороны кормы, так как с другой стороны находится надстройка корабля.
    15 мая в 11:24 экипаж произвел взлет в а/п Мурмаши с заданием перелететь к стоянке атомохода «Ленин» и произвести посадку на вертолетную площадку судна. Взлет произведен за 1,5 часа до намеченного времени, без связи с ледоколом. После взлета экипаж получил распоряжение диспетчера АДС следовать к месту стоянки на высоте не выше 150 м. Дойдя до ледокола, командир вертолета сделал два круга над кораблем на высоте 50-100 м для осмотра площадки, после чего стал заходить на посадку.
    Фактическая погода в момент посадки была: облачность 4-7 баллов, слоистая высотой 600 м, временами дождь, видимость 10 км, ветер порывистый 4,5 м/с, 290°.
    Ледокол стоял с курсом 160°. Вертолет заходил на посадку с кормы ледокола с курсом около 200°. Подход к площадке производился с боковым ветром с правого борта силой 4,5 м/с, что превышало допустимую скорость ветра (3 м/с) для висения вне зоны влияния «воздушной подушки». Посадочный вес для данных условий захода на посадку превышал допустимый на 500 кг. При подходе к площадке командир вертолета пытался перевести вертолет в режим висения, находясь над краем левого борта площадки, после чего отвернул влево с левым креном. Боковой ветер стал попутным. Вертолет продолжал разворот со снижением. Развернувшись примерно на 180°, вертолет перешел в правый крен, продолжая снижаться. В результате правое колесо вертолета стало погружаться в воду. Лопасти несущего винта стали цепляться за воду и разрушаться. Вертолет плавно перешел на нос и затонул вверх колесами на глубине 18 м.
    Командир вертолета, штурман и бортрадист погибли, бортмеханик всплыл на поверхность воды, получив лёгкие ранения, и был спасён подошедшей шлюпкой с ледокола. Катастрофа произошла в 11:46.
   
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 3
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-4
Регистрационный номер (id) ВС СССР-04311
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 10.02.1959
Заводской номер ВС 1573
Наработка ВС (часы) 68
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка Б9834601


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Перегоночный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Управление Полярной авиации ГВФ, 247 ао
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Мурманск (Мурмаши)
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Мурманск (Мурмаши)
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     1) Главной причиной катастрофы является ошибочное решение командира вертолета производить посадку с попутно-боковым ветром силой 4,5 м/с (РЛЭ Ми-4 допускает посадку с боковым ветром не более 3 м/с, с ветром большей силы посадка допускается в исключительных случаях и только по-самолетному)
    2) Непосредственными причинами катастрофы являются заход на посадку с попутно-боковым ветром и позднее принятие решения на уход от ледокола.
    Способствующие причины:
    3) Вылет с полным допустимым полетным весом, что усложнило заход и посадку на площадку атомохода. Не использована возможность максимально облегчить полетный вес вертолета, чтобы по прибытию вертолет мог висеть вне зоны влияния «воздушной подушки». При данных метеоусловиях полетный вес к приходу на ледокол следовало иметь не более 6400 кг. Фактически, по расчетам аварийной комиссии, вес был примерно равен 6900 кг.
    4) Малая высота подхода к площадке (1-2 м) и недостаточная проработка с экипажем в 247 ОАО перед вылетом порядка выполнения задания.
    Ошибки экипажа, указанные в п.п 2, 3 и 4, суммируясь, создали безвыходное положение. Вертолет не завис, а стал проваливаться. Создалась опасность столкновения вертолета с краем площадки. Командиру вертолета не оставалось другого выхода, кроме как попытаться немедленно отойти от вертолета, отворачивая влево и уходя по ветру, что вызвало уменьшение подъемной силы. Левый крен еще более снизил подъемную силу. Это положение усугубилось тем, что в момент ухода от борта ледокола вертолет находился в падающем потоке воздуха. По этим причинам, при полной мощности двигателя, вертолет продолжал терять высоту, пока не ударился о воду.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.