Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-24Б Тюменского УГА в Нижневартовске
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  13 октября 1969 г.
Время:  17:27
Страна:  СССР
Место происшествия:  Тюменская область, ХМАО, близ Нижневартовска
Тип ВС:  Ан-24Б
Регистрация ВС:  СССР-47772
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Тюменское УГА, 2-й Тюменский ОАО
Рейс:  227
 


Описание
     Экипаж 259 летного отряда выполнял пассажирский рейс по маршруту Тюмень – Сургут – Нижневартовск. Перед взлетом в а/п Сургут на борту находилось 52 пассажира и 586 кг багажа. Полетный вес и центровка не превышали установленных норм.
    Погода в пункте посадки соответствовала установленному минимуму командира корабля: ночь, облачность 10 баллов, слоисто-дождевая, разорвано-дождевая высотой 350 м, снег, видимость – 3 500 м, ветер 90° 3 м/с, температура -1°С.
    Произведя по указанию диспетчера а/п Нижневартовск снижение с эшелона 3 600 м до высоты 400 м с выходом на БПРМ, экипаж приступил к выполнению маневра для захода на посадку.
    В 17:19 экипаж ушел на второй круг из-за ошибки в расчете (вышел на БПРМ на высоте выше установленной и правее оси ВПП).
    При выполнении второго захода на посадку, в 17:26, на предпосадочной прямой КВС доложил о готовности к посадке. На запрос диспетчера он подтвердил, что полосу видит хорошо. Диспетчер дал разрешение на посадку. При дальнейшем снижении на предпосадочной прямой самолет с правым креном столкнулся с землей среди низкорослых деревьев, разрушился и частично сгорел (очаг пожара в хвостовой части фюзеляжа).
    Катастрофа произошла в 17:27 в 1 092 м от входного торца ВПП с уклонением 50 м вправо от продолжения ее оси и в 190 м с недолетом до БПРМ. Второй пилот, бортпроводница и 22 пассажира погибли, остальные получили ранения.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 2
Пассажиры 52 22
На земле   0
Всего погибших 24


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-24Б
Регистрационный номер (id) ВС СССР-47772
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1967
Заводской номер ВС 79901404
Наработка ВС (часы) 2756
Наработка ВС (циклы) 2298
Силовая установка Н 4712029 Н 4732016


Сведения о рейсе

Номер рейса 227
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Тюменское УГА, 2-й Тюменский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Сургут
Пункт назначения Нижневартовск
Начальный пункт маршрута Тюмень (Рощино)
Конечный пункт маршрута Нижневартовск


Подробные сведения

Выявленные при расследовании недостатки     Комиссией выявлен ряд серьезных недостатков, связанных с нарушением требований документов МГА, регламентирующих летную работу:
    - в 259 летном отряде тренировки летного состава на тренажере в течение года не производились;
    - в день происшествия в состав экипажа был включен второй пилот другого экипажа, положенной тренировки и проверки на слетанность в этом составе не выполнялось;
    - в Сургутском ОАО имели место случаи приема и выпуска самолетов с непригодной летной полосы в а/п Нижневартовск.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     По заключению комиссии, основной причиной катастрофы явилось возникновение отрицательной тяги воздушных винтов на режиме предпосадочного снижения, вызвавшее резкую потерю высоты и скорости полета. Отрицательная тяга двигателей возникла вследствие уборки РУД до 12° по УПРТ, в положение полетного малого газа, с целью уменьшения скорости снижения, при включенной противообледенительной системе.
    Этот недостаток данного типа самолета был выявлен только в ходе дополнительных летных испытаний в ГосНИИ ГА после летного происшествия, выявивших значительное влияние отбора воздуха на величины тяг, особенно на малых режимах.
    Попытка экипажа исправить создавшееся аварийное положение увеличением мощности двигателей до взлетной и уборкой шасси не дала положительных результатов из-за недостаточной высоты. Нарушений РЛЭ экипаж не допускал.
    В особом мнении представители МАП выдвигают свою формулировку заключения о причинах ЛП, в котором указывается, что причиной катастрофы явилась ошибка экипажа в оценке высоты и удаления от ВПП на предпосадочной прямой со снижением ниже нормальной траектории с последующим сваливанием при маневре ухода после обнаружения недопустимо малой высоты полета. Сваливание самолета обусловлено отклонением закрылков на 17° вместо 38° по РЛЭ.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.