Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Столкновение Ил-12 Узбекского управления ГВФ и ТС-62 МУТА ГВФ в районе аэропорта Внуково
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  23 декабря 1948 г.
Время:  15:25
Страна:  СССР
Место происшествия:  Московская область, Калининский район, район дер. Валуево
Тип ВС:  ТС-62
Регистрация ВС:  СССР-Л861
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Московское управление транспортной авиации ГВФ (МУТА ГВФ), 27 ато
 


Описание
    Выпущенный заводом №30 МАП самолет Ил-12 Л-1731 предназначался для передачи в Грузинское управление ГВФ. Но экипаж этого управления (КК Гахокидзе), присланный в Москву для перегонки самолета, в назначенное время на Центральном аэродроме им Фрунзе не появился. Самолет был отдан Узбекскому управлению ГВФ, чей экипаж также прибыл в Москву для получения самолета и находился на аэродроме. Утвержденный план полета экипажа Гахокидзе предусматривал перелет во Внуково. Экипаж 5 АТО Узбекского управления ГВФ (КК Лихогодин) намеревался перегнать самолет в аэропорт Люберцы с дальнейшей отправкой в Ташкент. Однако заявка на вылет самолета Ил-12 Л-1731 изменена не была. Не был поставлен в известность ответственный дежурный Центрального аэродрома им Фрунзе, что посадка самолета будет производиться не во Внуково. Более того, техприемка ГВФ, передававшая самолет экипажу Лихогодина, сообщила ответственному дежурному, что экипаж готовится к вылету во Внуково. Вслед за этим инженер технической приемки сделал аналогичный запрос в МРДС, который дал согласие на прием экипажа Гахокидзе и передал условия посадки во Внуково (высота облачности 300 м, видимость 6 км, визуально). Вслед за этим начальник МРДС поставил в известность о прилете экипажа Гахокидзе дежурного по командной вышке а/п Внуково.
    В 15:01 экипаж Лихогодина вылетел без задания на полет, без предполетной подготовки, без метеообеспечения и без запроса аэропорта Люберцы о согласии на прием.
    Эти нарушения явились результатом того, что работники технической приемки ГВФ, ЛИС завода №30 МАП и военный представитель не считали себя обязанными выполнять п. 40, 43, 44 «Основных правил полетов на территории СССР» при организации выпуска самолета Ил-12 Л-1731.
    Погода в МВЗ была следующей: облачность 10 баллов высотой 160-350 м, видимость 6 км, снег, ветер северный 1 м/с, температура -6°С.
    В 15:20 Лихогодин установил связь с а/п Быково и сообщил, что в 15:20 прошел коридор №2 визуально, направляется в Люберцы, на что АДС Быково разрешила визуальный пролет зоны АДС. Больше связи с бортом не было. В действительности, выполняя полет в Люберцы, командир корабля Лихогодин обходил Москву не с восточной, а с западной стороны и оказался в районе большого круга полетов а/п Внуково, связи с которым не устанавливал.
    В 15:14 самолет ТС-62 Л861 27 АТО МУТА ГВФ (КК Левченко) вылетел из Внуково по ПВП и летел курсом 85-90° на высоте 300 м в а/п Быково. На борту находился второй экипаж того же авиаотряда, в качестве пассажиров возвращавшийся с АРБ-400.
    В 15:25 самолет Ил-12 выходил из облаков курсом 180° с небольшим снижением. В 5,8 км юго-восточнее аэропорта Внуково с азимутом 101°, в районе деревни Валуево, сразу после выхода Ил-12 из облачности, произошло столкновение. Ил-12 врезался носовой частью и левым мотором в фюзеляж ТС-62, который в результате удара потерял хвостовую часть, вошел в пике, столкнулся с землей и сгорел. Ил-12 вошел в плоский штопор и потерпел катастрофу на опушке леса в 500-700 м от профилактория ГВФ «Валуево». Оба двигателя отделились от крыла при столкновении и упали в 135 м от фюзеляжа дальше по направлению полета. Консоль левой плоскости находилась в 160 м от фюзеляжа. Разрушенная хвостовая часть ТС-62 была разбросана в поле на площади 160х120 м. Оставшаяся часть фюзеляжа с моторами упала в лес в 220 м от фюзеляжа Ил-12. Находившиеся на бортах обоих самолетов 12 человек летного состава погибли.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 4
Пассажиры 4 4
На земле   0
Всего погибших 8+4


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС ТС-62
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л861
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 01.02.1944
Заводской номер ВС 12400 (42-92583)
Наработка ВС (часы) 3164
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 62071055 628-811


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Перегоночный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Московское управление транспортной авиации ГВФ (МУТА ГВФ), 27 ато
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Москва (Внуково)
Пункт назначения Москва (Быково)
Начальный пункт маршрута Москва (Внуково)
Конечный пункт маршрута Москва (Быково)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причинами столкновения самолетов явились:
    1) Недисциплинированность командира корабля Лихогодина, допустившего нарушение элементарных требований «Основных правил полетов на территории СССР», НПП-47 и правил полетов в районе Москвы.
    2) Отсутствие твердого порядка в деле подготовки, контроля и выпуска экипажей ГВФ на самолетах, принятых с завода №30 МАП для перегонки их на подмосковные аэродромы ГВФ.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.