Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ли-2 Таджикского управления ГВФ близ Ленинабада
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  18 ноября 1948 г.
Время:  07:08
Страна:  СССР
Место происшествия:  Таджикская ССР, 31 км западнее а/п Ленинабад
Тип ВС:  Ли-2
Регистрация ВС:  СССР-Л4275
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Таджикское территориальное управление ГВФ, 8 тао
 


Описание
    Экипаж 8 ато произвел взлет в а/п Сталинабад в 05:17 мск. На борту находился груз (автопокрышки а/м ЗиС, веревки, бочкотара) весом 2 379 кг. В состав экипажа был включен еще один второй пилот, якобы для провозки по маршруту. Фактически он направлялся в отпуск в Москву. Прогноз погоды по маршруту Сталинабад – Ленинабад – Ташкент с 05:00 по 09:00 предусматривал: облачность 5-10 баллов средняя, на участке Джизак – Ташкент – 3-7 баллов, слоисто-кучевая высотой 1000-1500 м, видимость 4-10 км, мгла, ветер на высоте 2-3 км западный 20-30 км/ч. Прогноз был вручен командиру корабля в 04:40 и был летным, хотя не был детализирован по участкам трассы. Начальник РДС Сталинабад разрешил вылет и в дальнейшем руководством движения самолета не занимался. Движение контролировал диспетчер РДС. До Самарканда фактическая погода соответствовала прогнозу и была выше минимума. В 05:10 (до вылета экипажа) начальник АМСГ а/п Сталинабад по запросу начальника а/п Ленинакан выписал встречный прогноз погоды для другого экипажа, который был вручен диспетчеру РДС. Он предусматривал с 06:00 до 09:30 на участке Ленинабад – Джизак – Самарканд высоту облачности 600-1000 м и видимость 4-10 км. Таким образом, прогноз погоды на участке Ленинабад – Джизак являлся нелетным. Однако диспетчер РДС не только не задержал вылет экипажа, но и не передал ему этого прогноза, а также не ознакомил с ним начальника РДС. Фактически и этот прогноз не оправдался. На участке трассы от Джизака до Беговата облачность была нижняя 10 баллов с высотой нижней кромки до 150 м и 8-10 баллов высокой облачности. В 06:30 дежурный синоптик получила штормовое предупреждение из Ура-Тюбе о тумане, но никого из РДС с ним не ознакомила. КВС Шувалов от Джизака пошел сверх облачности, а затем, в нарушение НПП-47, вошел со снижением в облачность и начал пробивать ее на трассе с курсом 70°. Прогноз погоды по маршруту предусматривал западный ветер. Фактический ветер был юго-западным, вследствие чего самолет сносило влево, а командир не мог определить этого, находясь в облаках. Очевидно, не была учтена путевая скорость самолета при наличии попутно-бокового ветра, вследствие чего пробивание облачности продолжалось в непосредственной близости от хребта Могол-Тау уже на малых высотах. Диспетчер РДС, передав самолет Ташкентской РДС, перестал им интересоваться, хотя знал о наличии прогноза, указывающего на ухудшение погоды на трассе. Ни командир корабля, ни командиры других самолетов, пролетавших по этой трассе, не сообщали фактической погоды по трассе, а РДС Ташкент и Сталинабад, зная о сложной метеообстановке на трассе, не потребовали от них прекращения полетов и посадок самолетов в Самарканде или Ташкенте. Диспетчер АДС Ленинабад, имея связь с самолетами, идущими в Ленинабад, не передал им штормового предупреждения из Ура-Тюбе и не принял мер к прекращению полетов по трассе. Начальнику а/п Ленинабад он также о штормовом предупреждении не доложил. 07:05 получено последнее сообщение от КВС. Он связался с а/п Ленинабад и запросил погоду и условия посадки. Ленинабад дал погоду: облачность 6 баллов средняя, 2 балла нижняя высотой 1000-1500 м, видимость 10 км, посадочный курс 270°. Ответа с борта не последовало. Самолет обнаружен на следующий день в 31 км от а/п Ленинабад с азимутом 268° (восточнее Беговата). Он столкнулся со скалистым западным склоном горы на высоте 700 м с МК=70°, разрушился и сгорел. Направлявшийся в отпуск второй пилот обнаружен раненым, остальные члены экипажа погибли. Катастрофа произошла в 07:08.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 4
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 4


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП ошибка экипажа, ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ли-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л4275
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 27.11.1945
Заводской номер ВС 18422909
Наработка ВС (часы) 2948
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 62043753 6206268


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Грузовой
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Таджикское территориальное управление ГВФ, 8 тао
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Сталинабад
Пункт назначения Ленинабад
Начальный пункт маршрута Сталинабад
Конечный пункт маршрута Москва (Люберцы)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     1) Грубая недисциплинированность командира корабля, нарушившего требования НПП-47 (пробивал облачность на трассе).
    2) Неудовлетворительная организация выпуска самолетов в а/п Сталинабад и плохое руководство движением самолетов по трассе:
    а) неправильное принятие решения о выпуске самолетов при неосвещенном прогнозе по участкам трассы начальником РДС и начальником аэропорта;
    б) отсутствие дальнейшего руководства полетом при получении прогноза, указывающего на ухудшение погоды по трассе.
    3) Плохой контроль за летной работой в 8 ато, выразившийся в отсутствии борьбы с нарушениями НПП-47 экипажами.
    4) Плохое метеообслуживание Сталинабадской АМСГ – выдача неоправдавшегося прогноза погоды, отсутствие прогнозирования погоды по участкам трассы, что при наличии летной погоды в пункте посадки дезориентировало экипаж в метеообстановке на участке Джизак – Ленинабад.
    5) Плохая организация и руководство полетами по обеспечению безопасности полетов:
    а) изменение установленного маршрута Сталинабад – Москва (посадка в Ленинабаде);
    б) необеспечение а/п Ленинабад радиосредствами;
    в) отсутствие руководства со стороны РДС Сталинабад и Ташкент;
    г) отсутствие инструкции по руководству движением самолетов в АДС Ленинабад.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.