Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ил-12 ШВЛП ГВФ близ Бугуруслана
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  09 сентября 1948 г.
Время:  11:03
Страна:  СССР
Место происшествия:  Оренбургская область, район а/д Баймаково (Бугуруслан)
Тип ВС:  Ил-12
Регистрация ВС:  СССР-Л1427
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  ШВЛП ГВФ
 


Описание
    Экипаж командира корабля-инструктора Логинова выполнял тренировочные полеты с а/д Баймаково с целью тренировки двух командиров кораблей-инструкторов (Данилова и Чуева). Первый полет выполнялся в зону одномоторного полета на высоте 1000 м. После отработки 2-го упражнения 3-й задачи «Программы летного обучения командиров кораблей на самолете Ил-12» в 08:55 мск была произведена нормальная посадка на одном левом моторе при зафлюгированном винте правого мотора. Второй полет должен был производиться по кругу для дачи провозного полета командиру корабля Данилову.
    Командир 1-го отряда после взлета обратил внимание на изменение звука работы моторов и запросил экипаж: «Как работают моторы, поставьте винты полностью на малый шаг». Экипаж ответил: «На борту все в порядке».
    На высоте 100-150 м самолет произвел левый разворот на 90° и при выводе из разворота резко свалился влево, перешел в штопорное положение и почти вертикально ударился о землю через 2 минуты после взлета. Экипаж в составе 4 человек погиб. Бортрадист-инструктор в полете участия не принимал, будучи занятым в наземной работе по организации связи.
    Комиссия установила, что в 09:01 экипаж произвел взлет с МК=300° при отличной, ясной погоде. Командир корабля Данилов занимал левое сиденье. Логинов занимал правое сиденье. Сразу после взлета командир экипажа решил выполнять полет на одном двигателе. Для этого он на высоте 70-100 м зафлюгировал винт левого двигателя, когда щитки находились во взлетном положении отклоненными на 17°. Затем он начал разворот с креном 30°. Во время разворота с большим креном и выпущенными щитками самолет начал терять скорость. Экипаж вывел самолет из разворота на малой скорости и тут же поставил винт левого мотора на вывод из флюгера. Винт перешел на большой шаг, но не развил еще мощность и стал создавать дополнительное сопротивление. Экипаж, чтобы не допустить дальнейшей потери скорости и, не желая потерять высоты, дал форсаж обоим моторам, но получился форсаж только одного правого мотора. Работа правого винта в таком режиме увеличила разворачивающий момент. Это привело к резкому развороту влево и срыву самолета в штопорное положение. Поздно обнаружив ошибку, экипаж задросселировал правый двигатель. Вывести самолет из создавшегося положения на такой высоте было невозможно. Самолет, развернувшись на 270° к линии полета, перешел на нос и почти отвесно и прямолинейно ударился о землю. Прямолинейность полета объясняется тем, что во время падения газ правого мотора был убран.
   
   
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 4
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 4


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-12
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л1427
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 10.04.1948
Заводской номер ВС 30258
Наработка ВС (часы) 245
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 8227152 8227267


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Тренировочный (учебно-тренировочный)
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение ШВЛП ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Бугуруслан
Пункт назначения Бугуруслан
Начальный пункт маршрута Бугуруслан
Конечный пункт маршрута Бугуруслан


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Выводы:
    1) Первоначальной непосредственной и главной причиной катастрофы является самовольное и сознательное изменение задание командиром корабля-инструктором Логиновым, легкомысленно решившим производить (еще до первого разворота) одномоторный полет с зафлюгированным винтом, в нарушение НПП-47, программы обучения и Инструкции по одномоторному полету на самолете Ил-12. При этом он, бортмеханик и другие члены экипажа забыли убрать щитки, что на развороте с большим креном на одном моторе при вышедшем из флюгера, но не набравшем мощности и создавшем дополнительное сопротивление левом моторе, при даче форсажа правому мотору привело к неправильному положению - срыву самолета в штопорное положение на малой высоте. Недисциплинированность командира корабля-инструктора Логинова, проявившаяся в данном полете, и его ошибки явились следствием его чрезмерной самоуверенности и зазнайства, на что ему ранее указывалось приказом по ШВЛП, но не было им правильно воспринято.
    2) Способствующими причинами явились:
    - отсутствие должных мер по руководству и воспитанию командиров кораблей, особенно Логинова, со стороны командира 1-го отряда и начальника штаба;
    - отсутствие должного контроля и требовательности по отношению к летному составу, командирам и начальникам штабов отрядов со стороны руководства ШВЛП;
    - отсутствие мер партийно-политического воздействия на командира корабля Логинова, о котором специально ставился вопрос перед политотделом командованием Школы (Приказ от 26.08.1948).
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.