Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ли-2 Грузинского управления ГВФ в горах Северного Кавказа
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  25 октября 1948 г.
Время:  14:01
Страна:  СССР
Место происшествия:  Краснодарский край, южнее ст. Самурская
Тип ВС:  Ли-2
Регистрация ВС:  СССР-Л4500
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Грузинское управление ГВФ, 18 тао
 


Описание
    Экипаж 18 тао 24 октября выполнял рейс Тбилиси – Клухори с посадками в Кутаиси, Сухуми и Краснодаре. На участке маршрута Сухуми – Краснодар КВС Петров грубо нарушил НПП-47, самовольно изменив маршрут. После посадки в Краснодаре он вместо отстранения от полета получил лишь устное замечание. После ночевки экипаж продолжил рейс 25 октября. Самолет произвел посадку в Клухори в 09:05. В перерыве, за завтраком, экипаж выпил водки вместе с начальниками аэродромов Клухори и Бабушеры, которые отправлялись в рейс пассажирами. Обратный вылет на Сухуми состоялся в 12:30. Самолет был перегружен на 366 кг. Вылет был разрешен по фактической погоде аэропортов Сухуми и Краснодар без прогноза погоды по трассе Клухори – Сухуми. Погода в районе Северного Кавказа была: ветер 25-30 м/с, увеличение облачности до 10 баллов, грозы, ливни, обледенение, рему. После вылета из Клухори экипаж не стал набирать высоту по кругу, а сразу лег на курс, что исключало пролет через Псху. В 13:27 экипаж запросил и получил разрешение на пролет Краснодара на высоте 1 800 м. Экипаж решил лететь через горы с выходом на береговую черту в районе Адлера. В 13:38 экипаж запрашивал пеленг Адлера, но не получил его, т.к. пеленгатор был занят работой с другими самолетами. С 13:40 до 13:50 экипаж запрашивал и получал пеленги Бабушеры (четыре раза 140° и пять раз 150°). В 13:59 экипаж в последний раз запросил пеленг, но он не получился. В 14:01 связь с экипажем прекратилась. Самолет пропал без вести. Поиски не дали результатов. Комиссия сделала вывод, что, вероятно, выполняя над горами северо-западной части Главного Кавказского хребта в облаках, экипаж попал в мощный нисходящий воздушный поток (рему) и обледенение и потерпел катастрофу в горах.
    08.08.1949 г самолет и останки людей были случайно обнаружены в лесу на склоне горы южнее ст. Самурская на высоте 1 610 м (44°05’30” СШ, 39°51’15” ВД) в 41 км южнее Апшеронска. Комиссия прибыла на место катастрофы 13 августа.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 4
Пассажиры 14 14
На земле   0
Всего погибших 18


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП ошибка экипажа, ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ли-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л4500
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 27.05.1948
Заводской номер ВС 18429608
Наработка ВС (часы) 616
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 6211-536 621-529


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Грузинское управление ГВФ, 18 тао
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Клухори
Пункт назначения Сухуми (Бабушера)
Начальный пункт маршрута Клухори
Конечный пункт маршрута Тбилиси


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Расследованием установлено: Путевая скорость полета на маршруте Краснодар – Клухори составляла 308 км/ч, а на обратном маршруте по синоптической ситуации не превышала 180 км/ч. Через 57 минут полета Петров через оператора радиопеленгатора запросил разрешение на пролет Краснодара, находясь при данной путевой скорости в районе Майкопа. Служба движения а/п Краснодар, не зная местонахождения самолета, пролет разрешила, не установив непосредственной связи с экипажем по командной радиостанции. Такое безответственное отношение к руководству полетом со стороны Краснодарской АДС позволило Петрову еще раз самовольно изменить маршрут и из района Майкопа повернуть на Лазаревскую, предположительно, взяв курс 220°. Полет проходил через ст. Самурскую (близ Апшеронска), где экипаж, по показаниям очевидцев, набрал высоту по кругу. При этом моторы работали то с сильным рёвом, то нормально. Это свидетельствует об обледенении самолета и изменении шага винтов с целью сброса льда. Продолжая полет с МК=220° на расстоянии 15 км, самолет прошел правее высот 1 999 м (г. Житная), 2 065 м (г. Мессо) и 2 054 м (г. Туба) и в 25 км от высоты 2 377 м (г. Абадзеш). Попав в сложную метеообстановку и сильное обледенение, Петров решил вернуться. Обратный курс был 5°. С этим курсом самолет прошел через высоту 2 065 м, не задев ее, и только через 3,6 км от этой высоты, на высоте 1 690 м он задел два дерева на расстоянии 5-7 м от их верхушек. Обе плоскости были оторваны по фары. Дальнейшее падение самолета с высоты 1 690 м до 1 610 м было под углом 60-70°. За 3,6 км самолет потерял 375 м высоты. При воздушной скорости около 230 км/ч это означает снижение с вертикальной скорости 7 м/с, т.е., крутое снижение. Это свидетельствует о сильном обледенении самолета и наличии нисходящих потоков воздуха, создававшихся за высотой 2 065 м ветром со скоростью 30 м/с, что подтверждается проведенным 15 августа контрольным облетом на самолете Ли-2 №4501.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     1) Недисциплинированность командира экипажа, дважды самовольно изменившего маршрут в горной местности.
    2) Плохая организация выпуска самолета, неудовлетворительное руководство полетом со стороны АДС Краснодара и Сухуми.
    3) Выпивка перед рейсом.
    4) Неудовлетворительная организация полетов и отсутствие контроля за полетами на трассе Сухуми – Клухори в Грузинском управлении ГВФ.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.