Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Исчезновение Ил-12 Узбекского управления ГВФ в горах Главного Кавказского хребта
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  12 октября 1948 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  Главный Кавказский хребет, север Азербайджана,
Тип ВС:  Ил-12
Регистрация ВС:  СССР-Л1450
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Узбекское территориальное управление ГВФ, 5 тао
 


Описание
    11 октября в 11:15 экипаж 5 ато, выполнявший рейс из Ташкента, произвел посадку в Баку. Погода для продолжения полета была ниже минимума. 12 октября было решено отправить самолет в Адлер через Евлах и Тбилиси вместо Мин. Вод без разрешения ЦДС ГУ ГВФ. Аэропорт Баку был закрыт для приема самолетов из-за штормовой погоды – сильного ветра 24-28 м/с. Начальник аэропорта разрешил выпуск, даже не поинтересовавшись погодой на маршруте. Никакого инструктажа экипажа перед полетом не проводилось, готовность его к рейсу не была проверена. Погода на маршруте: облачность 10 баллов с нижней кромкой 300-600 м, видимость – 4-10 км, дождь, в облаках обледенение. Эшелон полета был задан 3 000 м (по верхней кромке облаков). Взлет произведен в 10:40. С 11:22 до 11:15 бортрадист трижды сообщал, что не может установить связь с пеленгатором аэропорта Тбилиси и настроиться на приводную радиостанцию. В 11:45 диспетчер РДС сообщил на борт, что привод работает, а пеленгатор самолет не обнаруживает. Фактически привод был включен в 11:55. При этом подача позывных производилась с иным чередованием букв. В 12:13 экипаж сообщил, что пеленг не работает и самолет возвращается в Баку («Пеленгатор не отвечает, привод не работает, вызываем на 136, командир корабля принял решение вернуться обратно»). Причиной было то, что бортрадист вызывал его на другой частоте, чем было указано в регламенте. Диспетчер РДС не только не подсказал этого бортрадисту, но и не сообщил в Баку о решении экипажа вернуться. Он передал: «Вас понял, сообщите местонахождение». Бортрадист ответил, что самолет находится в районе Евлаха на высоте 3 000 м. РДС передал: «Вас понял, слежу за Вами». С 12:10 до 12:18 бортрадист требовал включения привода Евлаха. Привод был включен, но в 13:00 выключен. При этом из-за неисправности автоматического передатчика позывные подавались вручную с интервалами 3-6 мин. вместо положенных 30 сек. Дальнейшей связи с бортом не было. Самолет пропал без вести и его поиски результатов не дали.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 6 6
Пассажиры 4 4
На земле   0
Всего погибших 10


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП ошибка экипажа, ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-12
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л1450
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 26.08.1948
Заводской номер ВС 8302517
Наработка ВС (часы) 274
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 8228386 8228396


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Узбекское территориальное управление ГВФ, 5 тао
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Баку
Пункт назначения Тбилиси
Начальный пункт маршрута Ташкент
Конечный пункт маршрута Сочи (Адлер)


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Можно предположить, что на высоте 3000 м самолет находился в облачности, в которой могло быть обледенение. Вероятно, выполняя полет вслепую, командир корабля полетел не по утвержденному маршруту, имеющему большое количество изломов, а напрямую на Тбилиси. В этом случае маршрут полета должен был проходить по южным склонами Главного Кавказского хребта при боковом отклонении от а/п Евлах не менее 70-80 км. Ветер при этом должен был сносить его в сторону Главного Кавказского хребта. Неудовлетворительное радиообеспечение полета привело к потере экипажем ориентировки и, вероятно, к пробиванию им облачности по расчету времени после принятия решения о возврате. Не исключается вероятность отказа радиосредств самолета, в частности, радиокомпаса.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Главными причинами катастрофы являются
    1) Формальный контроль за подготовкой к полету в Баку
    2) Отсутствие всякого руководства полетом со стороны РДС Баку и Тбилиси
    3) Совершенно неудовлетворительное радиообеспечение полета.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.