Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ли-2 Московского управления ГВФ в районе а/п Быково
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  04 сентября 1948 г.
Время:  03:52
Страна:  СССР
Место происшествия:  Московская область, район а/п Быково
Тип ВС:  Ли-2
Регистрация ВС:  СССР-Л4498
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Московское управление ГВФ
 


Описание
    Экипаж 15 авиатранспортного отряда Московского управления ГВФ выполнял рейс №253 Москва (Быково) - Харьков - Запорожье - Симферополь. На борту находилось 19 взрослых пассажиров, 1 ребенок, 578 кг почты и 41 кг багажа.
    Взлет в а/п Быково производился ночью, в 03:52, с длинной (грунтовой) полосы. После отрыва командир корабля дал команду бортмеханику убрать шасси. Бортмеханик выполнил команду. В момент выдерживания в конце аэродрома командир корабля заметил пленку местного тумана, в которой от луча включенной левой фары образовался экран. Вследствие этого командир корабля выключил фару (правую фару он перед взлетом не включал) и оказался в темноте. На расстоянии 1010 м от начала разбега, в месте незначительного превышения поверхности аэродрома от места взлета, самолет начал задевать землю концами лопастей левого винта. Через 5 метров произошло второе касание земли концами лопастей и левым колесом полуубранного шасси. Последние касания произошли с загнутыми концами лопастей. На расстоянии 250-300 м от места первого касания земли был найден обломавшийся конец лопасти левого винта. В 60 м от последнего места касания земли самолет левой плоскостью и центропланом с левым креном врезался в столбы проволочного ограждения аэродрома высотой 1,5 м и столб телефонной линии высотой 4 м. От удара самолет развернуло влево. Правый винт зафлюгировался из-за короткого замыкания при ударах о столбы. От повреждения бензосистемы самолет загорелся и, пролетев 150 м, упал на землю на огородах домов села Быково, продолжая гореть. При ударе о землю командира корабля и второго пилота выбросило. Пассажиры после падения самолета, возникшего пожара и паники столпились у входной двери и стремились открыть ее наружу, хотя дверь открывается вовнутрь. Члены экипажа, за исключением смертельно раненого бортрадиста, приняли меры по спасению пассажиров, но их попытки открыть дверь были безуспешны. Летевший пассажиром бортмеханик 1-й авиагруппы ГВФ открыл люк заднего багажника и организовал вместе с экипажем спасение пассажиров. Быстрое распространение огня не дало возможности спасти всех пассажиров. 5 пассажиров и бортрадист погибли, 6 пассажиров и 2 члена экипажа получили ожоги. Остальные невредимы. Пожар локализован пожарной бригадой аэропорта Быково. Фюзеляж самолета сгорел до заднего багажника.
   
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 1
Пассажиры 20 5
На земле   0
Всего погибших 6


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета взлет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ли-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л4498
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС июль 1948
Заводской номер ВС 4409
Наработка ВС (часы) 113
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 6211-058 6211-110


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Московское управление ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Москва (Быково)
Пункт назначения Харьков
Начальный пункт маршрута Москва (Быково)
Конечный пункт маршрута Симферополь


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причинами катастрофы являются:
    1) Нарушение командиром корабля требований НПП-47 §§ 213,214,237, выразившееся в том, что он допустил касание колесами земли во время уборки шасси, дал рано команду об уборке шасси, не набрав положенной высоты, допустил взлет при включенной левой фаре вместо правой.
    2) Ошибка в технике пилотирования командира корабля, выразившаяся в том, что при выдерживании самолета он не учел превышения местности в конце аэродрома, допустил левый крен самолета, не использовал при взлете полной мощности моторов, не миновав препятствия, преждевременно выключил фару.
    3) Безучастное отношение второго пилота к производству взлета, который не сигнализировал командиру корабля о допущенных ошибках во время взлета.
    4) Недостаточный предполетный отдых экипажа с 3 на 4 сентября. По вине врио командира отряда, который не обеспечившего экипажу нормального отдыха, экипаж 3 дня подряд выполнял продолжительные рейсы с налетом по 11 часов в день.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.