Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ил-12 1-ой Московской авиагруппы ГВФ в Новосибирске
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  02 сентября 1948 г.
Время:  00:15
Страна:  СССР
Место происшествия:  а/п Новосибирск (Северный)
Тип ВС:  Ил-12
Регистрация ВС:  СССР-Л1465
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  1-я Московская авиагруппа ГВФ, 40 авиаотряд
 


Описание
    Экипаж выполнял рейс №6 Хабаровск - Москва (Внуково) с посадками в Чите, Иркутске, Новосибирске, Омске и Свердловске.
    Посадка в а/п Новосибирск произведена в 19:50 мск 1 сентября. В 21:15 мск экипаж начал взлет. При взлете метеоусловия были: облачность 10 баллов высотой 800 м, видимость 10 км, слабый дождь, штиль. Полетный вес составлял 17214 кг. Выпустив и включив фары, командир корабля вырулил на старт, периодически освещая впереди лежащую местность. Перед взлетом экипаж опробовал моторы и включил фары.
    Взлет производился с МК=18° м с бетонной ВПП длиной 1000 м с превышением в конце ВПП 10 м над точкой начала взлета. Пробежав 3/4 длины ВПП, самолет на скорости около 145 км/ч отделился. После отрыва командир корабля приказал убрать шасси. Самолет был переведен в набор высоты. На расстоянии 421 м от конца полосы, на высоте не более 2-3 м, командир корабля выключил фары, одновременно заметив левый крен и убрав его некоторым движением штурвала на себя. Скорость полета, составлявшая в этот момент 165 км/ч, начала уменьшаться. В это время бортмеханик, без команды, не следя за скоростью и не зная таковой, уменьшил наддув моторам до 900 мм и обороты правого мотора до 2200 об/мин и левого мотора до 2150 об/мин. После уменьшения бортмехаником режима работы моторов скорость полета еще более снизилась. Заметив это, находившийся на месте второго пилота проверяющий пилот-инструктор отдал штурвал от себя. Самолет коснулся земли полуубранными шасси в 1491 м от начала взлета, затем винты стали задевать землю. При этом лопасти винтов были разрушены и разбросаны на расстояние до 170 м. Лопасть правого мотора попала в фюзеляж в плоскости вращения винта и убила пассажира. Левый мотор оторвался. Самолет затем ударился о землю левой опорой шасси. При этом вся левая плоскость крыла с частью центроплана и левой опорой шасси оторвалась и полностью отделилась от самолета. При дальнейшем движении фюзеляж с правым крылом развернулся в воздухе на 180° и упал на землю. При этом 5 пассажиров получили ранения.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 0
Пассажиры 15 1
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета взлет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-12
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л1465
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 07.08.1948
Заводской номер ВС 8302421
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 8228255 8227515


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение 1-я Московская авиагруппа ГВФ, 40 авиаотряд
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Новосибирск (Северный)
Пункт назначения Омск (Центральный)
Начальный пункт маршрута Хабаровск
Конечный пункт маршрута Москва (Внуково)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причинами катастрофы явились:
    1) Незнание экипажем точных данных о превышении северной части полосы над южной. Неправильное использование света фар при взлете (раннее выключение)
    2) Недостаточная подготовка и инструктаж командира корабля для взлета в сложных условиях со стороны пилота-инструктора и отсутствие в аэропорту Новосибирск инструктажа летного состава.
    3) Преждевременная уборка наддува и оборотов обоих моторов бортмехаником, что привело к уменьшению скорости, в результате чего для ее сохранения пилот-инструктор был вынужден отдать штурвал от себя и вследствие небольшой высоты над местностью самолет коснулся земли и потерпел катастрофу.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.