Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ли-2 Якутского управления ГВФ близ Киренска
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  29 апреля 1949 г.
Время:  20:20
Страна:  СССР
Место происшествия:  Иркутская область, г. Окунь, 117 км восточнее а/п Киренск
Тип ВС:  Ли-2
Регистрация ВС:  СССР-Л4464
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Якутское территориальное управление ГВФ, 14 ато
 


Описание
    Экипаж 14 ато Яктуского управления ГВФ выполнял рейс по маршруту Якутск – Киренск – Красноярск – Новосибирск. Взлет в а/п Якутск произведен в 07:27 мск.
    Прогноз погоды по маршруту Якутск – Киренск с 7 до 13 часов предусматривал: в начале пути: облачность 5-10 баллов средняя, без осадков, на остальном маршруте понижение облачности до 10 баллов слоисто-дождевой высотой 300-600 м, осадки, обледенение, видимость менее 1 км, к концу маршрута повышение облачности до 5-10 баллов средняя, 5-9 баллов слоисто-кучевая высотой 600-1000 м, без осадков, видимость более 10 км. Ветер на высоте 500-1000 м в начале пути южный 30-40 км/ч, за рекой Мархой северо-западный 30-40 км/ч.
    Прогноз погоды по а/п Киренск с 12 до 13 часов: облачность 5-10 баллов средняя, 5-9 баллов слоисто-кучевая высотой 600-1000 м, без осадков, видимость более 10 км, ветер северо-западный 7-9 м/с.
    На борту находилось 15 взрослых пассажиров и 1 грудной ребенок, 39 кг багажа и 65 кг почты. В момент посадки пассажиров, по указанию командира 14 ато, в нарушение существующих правил, в состав экипажа штурманом был включен второй пилот 14 ато, летевший на учебу в ШВЛП по служебному билету. По его билету в самолет были посажены также его жена с грудным ребенком (всего на борту стало 18 пассажиров и 6 членов экипажа).
    Полет по маршруту на участке Якутск – Олекминск и до района Витима производился на заданном эшелоне (3300 м) с нарушением установленных правил самолетовождения, несмотря на то, что связь с аэропортами Якутск, Олекминск и Витим имелась и обеспечивалась нормальность полета, приводные радиостанции аэропортов работали нормально. Однако экипаж использовал радионавигационные средства по маршруту полета только частично. Пеленги экипаж брал на участке маршрута Якутск – Олекминск – Витим только от Якутского радиопеленгатора. Фактическая погода по трассе соответствовала выданному прогнозу. Полет проходил в облаках, частично над облаками и между ними. В облаках наблюдалось слабое обледенение, по всему маршруту через каждые 25-30 минут полета просматривалась земля, что подтвердил экипаж Ли-2 №4599 Восточно-Сибирского управления ГВФ, летевший на 10-15 минут впереди на том же эшелоне.
    В 09:45 экипаж доложил пролет а/п Олекминск, время пролета Витима в 11:40 было определено экипажем по исчислению пути и моментом определения пролета траверза приводной радиостанции а/п Витим по радиополукомпасу. Кроме того, в момент пролета была хорошо видна земля через окна в облаках. Экипаж видел только реку Витим, ни реки Лена, ни а/п Витим экипаж не видел. Определением пролета а/п Витим экипаж установил, что самолет уклонился влево от установленной трассы примерно на 20-30 км. Вследствие этого экипаж увеличил курс полета, взяв его равным 245° для выхода на линию пути Витим – Киренск. Уклонение самолета от установленной трассы в районе Витима могло явиться только следствием того, что экипаж на участке маршрута Олекминск – Витим совершал полет пассивным методом, не контролируя правильность полета запросом пеленгов у радиопеленгатора а/п Олекминск и пренебрегая активным методом самолетовождения. В районе а/п Витим он стал догонять Ли-2 №4599. Аэропорт Витим дал указание перейти на эшелон 2700 м, что экипаж выполнил.
    После пролета Витима, за 20-25 минут до катастрофы командир корабля разрешил второму пилоту выйти погреться и сходить в уборную. В это время правое сиденье занял пилот-инструктор. Зная, что самолет при пролете Витима уклонился влево от установленной трассы, не зная точного местонахождения и величины угла сноса самолета, командир корабля и пилот-инструктор допустили грубейшее нарушение §§49, 253, 255, 258 и 282 НПП-47 и §13 Основных правил полетов на территории СССР, не уточнив местонахождение самолета по пеленгам радиопеленгатора и по приводной радиостанции а/п Киренск.
    Через 15 минут после пролета Витима командир корабля запросил Киренск о встречных самолетах и получил ответ, что таких нет. Это была последняя связь с бортом. Самовольно, без запроса разрешения АДС Киренска, несмотря на возражения второго пилота и бортмеханика, командир корабля и пилот-инструктор начали снижение с эшелона 2700 м и продолжали его до удара самолета о северный склон горы Окунь на высоте 1300 м. Принятию этого решения снижаться способствовало то, что они уступили просьбам пассажира Егорова и включенного перед полетом в состав экипажа штурмана о снижении для повышения температуры в пассажирской кабине (которая была -30°С), так как вследствие холода на высоте полета грудной ребенок штурмана и пассажир Егоров чувствовали себя плохо.
    В течение снижения и до момента катастрофы пилот-инструктор по-прежнему занимал правое кресло, второй пилот сначала находился в пилотской кабине, а в момент удара о гору – в пассажирской кабине (возвращался с уборной).
    Удар самолета о землю произошел в период времени между 12:15 и 12:20 на горе Окунь (117 км восточнее а/п Киренск и 70 км восточнее-юго-восточнее траверза установленной трассы полета между Витимом и Киренском). Первый удар произошел левой плоскостью, которая в результате оторвалась. Второй удар произошел пилотской кабиной. Самолет стал на нос и подвергся дальнейшему разрушению.
    Командир корабля, пилот-инструктор, летевший в качестве штурмана второй пилот 14 ато, 10 пассажиров (один из них скончался во время операции в больнице 18 мая) и 1 грудной ребенок погибли. Второй пилот, бортмеханик и 5 пассажиров получили тяжелые ранения, бортрадист и 2 пассажира получили легкие ранения. Самолет обнаружен с воздуха 1 мая. Только 8 мая на место катастрофы был сброшен парашютный десант, который оказал медицинскую помощь пострадавшим и установил радиосвязь.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 6 3
Пассажиры 18 11
На земле   0
Всего погибших 14


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ли-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л4464
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 02.03.1948
Заводской номер ВС 3702
Наработка ВС (часы) 769
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 6207068 6207592


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Якутское территориальное управление ГВФ, 14 ато
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Якутск
Пункт назначения Киренск
Начальный пункт маршрута Якутск
Конечный пункт маршрута Новосибирск (Северный)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Выводы: основной причиной катастрофы является грубейшее нарушение командиром корабля §§49, 253, 255, 258 и 282 НПП-47 и §13 Основных правил полетов на территории СССР, выразившееся в самовольном снижении на маршруте с заданного эшелона при полете вне видимости земли и при незнании точного местонахождения самолета.
    Отклонение самолета от установленного маршрута полета на участке Олекминск – Витим – Киренск произошло вследствие того, что экипаж в полете не пользовался активным методом самолетовождения и не контролировал правильность полета по пеленгам радиопеленгаторов аэропортов Олекминск и Киренск, а также не использовал приводные радиостанции а/п Витим и Киренск для определения расчетного местонахождения самолета путем снятия радиопеленгов с помощью радиополукомпаса.
    Способствующие причины:
    а) нарушение приказа начальника ГУ ГВФ №0176-49 г.командиром 14 ато, выразившееся в замене накануне дня выполнения рейса закрепленного за экипажем бортрадиста другим бортрадистом, а также включении в состав экипажа штурманом второго пилота, летевшего пассажиром;
    б) отсутствие в то время внедренных типовых планов по связи у экипажей 14 ато в соответствии с приказом 1-го заместителя начальника ГУ ГВФ за №24 от 04.02.1949
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.