Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа 'Каталины' Красноярского управления ГВФ в Туруханске
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  31 июля 1948 г.
Время:  17:40
Страна:  СССР
Место происшествия:  Красноярский край, Туруханск
Тип ВС:  Naval Aircraft Factory PBN-1 Nomad
Регистрация ВС:  СССР-Л789
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Красноярское управление ГВФ
 


Описание
    Экипаж 26 транспортного авиаотряда Красноярского управления ГВФ выполнял рейс по маршруту Красноярск - Подкаменная Тунгуска - Туруханск - Валек. На борту находилось 5 членов экипажа, 15 взрослых пассажиров, ребенок (1 год 2 мес.) и 1948 кг груза.
    После остановки в Подкаменной Тунгуске и высадки одного пассажира в 11:13 мск экипаж произвел взлет. Полет до Туруханска прошел без происшествий.
    В 25-30 км от Туруханска командир корабля установил связь с диспетчером АДС Туруханска и получил от него условия посадки: «Ветер 10 м/с, высота облачности 1000 м, заход на посадку по «Т», посадка на плёс Енисея». Сведения об атмосферном давлении, направлении ветра и высоте волны диспетчер экипажу не передал, а экипаж их не потребовал.
    В 13:25 мск самолет на высоте 300 м подошел к Туруханску. Заход на посадку проходил при порывистом ветре 10-12 м/с. Высота волны составляла 40-50 см. Планирование осуществлялось на скорости около 100 км/ч, при наддуве 22-25 дм и 2000 об/мин. Перед приводнением скорость и наддув были уменьшены. Приводнение произведено в плоскости ветра, в месте впадения реки Нижняя Тунгуска в реку Енисей. Полетный вес при посадке составлял 12828 кг. Вместо посадки на третий редан (согласно НПП-47 при наличии волн) пилот произвел посадку на первый редан. Через 50-60 м пробега по воде это привело к барсению на высоту 2-2,5 м. Вторичное приводнение после горизонтального полета на расстоянии 30-40 м было произведено также на первый редан. Самолет взмыл на высоту 5-6 м, потерял скорость и с опущенной носовой частью под углом 20-25° ударился об воду. В момент удара о воду передняя часть лодки самолета оторвалась по третьему силовому шпангоуту от остальной части лодки, самолет встал вверх хвостом. Затем хвост самолета опустился и самолет погрузился в воду по плоскости под углом 50-60°. Часть экипажа и пассажиров была выброшена в воду и выбралась на плоскости, откуда их сняли катера. Две женщины и ребенок утонули. 3 члена экипаж и 1 пассажир получили тяжелые ранения. Катастрофа произошла в 13:40 мск.
    Комиссия установила, что после получения двух гидросамолетов летом 1947 г 26-м отрядом все обучение экипажей было передоверено одному пилоту-инструктору, так как ни командир 26 ТАО, ни заместитель начальника Красноярского управления ГВФ на гидросамолетах не летали. Пилот-инструктор обучал командира корабля посадке только на первый редан и после «барса» требовал также приводнения на первый редан. В процессе дальнейших самостоятельных полетов командир корабля практиковал посадку на первый редан, что неоднократно приводило к «барсам», однако командование никакого значения этому не придавало.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 0
Пассажиры 15 3
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета посадка или пробег
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Naval Aircraft Factory PBN-1 Nomad
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л789
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1944
Заводской номер ВС 02879
Наработка ВС (часы) 523
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 353564 76800


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Красноярское управление ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Подкаменная Тунгуска
Пункт назначения Туруханск
Начальный пункт маршрута Красноярск
Конечный пункт маршрута Валек


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причинами катастрофы явились:
    1) Ошибка в технике пилотирования командира корабля, выразившаяся в приводнении самолета на первый редан при волне 40-50 см и неграмотное исправление «барса», посадкой опять на первый редан вместо установленной §567 НПП-47 посадки на третий редан.
    2) Неправильное обучение командира корабля технике посадки и исправлению «барсов» пилотом-инструктором.
    3) Отсутствие должного руководства и контроля за методикой летного обучения экипажа со стороны зам. начальника управления.
    4) Безответственное руководство и организация приема самолета в а/п Туруханск.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.