Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа С-47 Дальневосточного управления ГВФ на Марчеканской сопке в районе Магадана
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  22 мая 1948 г.
Время:  18:40
Страна:  СССР
Место происшествия:  Хабаровский край, район Магадана
Тип ВС:  Douglas C-47
Регистрация ВС:  СССР-Л1073
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Дальневосточное территориальное управление ГВФ, 12 ато
 


Описание
    Экипаж 12 транспортного авиационного отряда ДВУ ГВФ выполнял рейс по маршруту Хабаровск - Николаевск-на-Амуре - Аян - Охотск - Магадан - Петропавловск-Камчатский и обратно. Рейс начат 21 мая. После ночевки в аэропорту авиаотряда Дальстроя «13 км» г. Магадана экипаж прибыл в а/п Елизово и приступил к подготовке к обратному рейсу.
    Прогноз погоды на участке Елизово - Хайрюзово был летным. Прогноз погоды на участке маршрута Хайрюзово - Магадан с 13 до 19 часов местного времени (высота облачности 600 м, видимость 10 км) был ниже минимума по высоте облачности. Прогноз погоды по а/п Магадан был летным, аэропорт был открыт.
    Начальник аэропорта Елизово отсутствовал на рабочем месте из-за тяжелой болезни, устное разрешение на вылет дал бухгалтер аэропорта, исполнявший его обязанности, при нелетном прогнозе погоды на участке маршрута Хайрюзово - Магадан.
    Взлет в а/п Петропавловск-Камчасткий (Елизово) произведен в 06:40 мск. На борту находилось 5 пассажиров и 2148 кг груза и почты. Через 45 минут полета экипаж установил связь с Магаданом. Была получена информация об ухудшении погоды в Магадане до условий ниже минимума, но никаких распоряжении о возврате в а/п Елизово не передавалось, а аэропорт «13 км» на прием самолетов не был закрыт.
    Диспетчер Дальстроя и начальник а/п Магадан, зная о подходе к ним самолетов, не приняли мер к выяснению фактической обстановки и возможности приема самолетов в аэропортах Охотск, Сеймчан и Берелех при наличии с ними прямой телефонной связи или радиосвязи.
    Комендант аэропорта Магадана, оставшийся за начальника аэропорта, получив запрос от командира корабля о разрешении следовать на запасной аэродром Охотск или Сеймчан, пользуясь полученными утром сведениями, ответил, что они не принимают, хотя Сеймчан был открыт. В дальнейшем погода в Магадане еще больше ухудшилась (облачность с нижней границей 300-400 м, видимость – 1 км, дождь со снегом). Под руководством коменданта аэропорта экипаж приступил к заходу на посадку. Начальник аэропорта, зная о прилете самолетов, рабочее место покинул и уехал в город, где напился. К этому времени на аэродроме произвел посадку самолет Ли-2 Л-4439, который случайно вышел с моря визуально на аэродром и, по существу, без руководства с земли, произвел благополучную посадку. После его посадки погода еще более ухудшилась. Нижняя граница облачности стала 100-150 м, видимость стала менее 1 км.
    Услышав шум моторов самолета над городом, начальник аэропорта, будучи сильно пьяным, приехал в аэропорт и стал вмешиваться в руководство посадкой, вырывая у коменданта аэропорта микрофон. Комендант и присутствовавший в помещении командной радиостанции представитель ДВУ ГВФ предпринимали меры, чтобы не допустить пьяного начальника аэропорта к руководству посадкой, но тому удалось вырвать микрофон у коменданта и передать на борт «Снижайтесь до высоты 300 м». После этого с борта последовало сообщение командира корабля: « Снизился до высоты 500 м, не пробился, ну Вас к чёрту, иду в Сеймчан».
    После этого, около 10:40 мск, связь с бортом прекратилась. Позднее по телефону поступило сообщение, что самолет разбился в районе Марчеканской сопки. В день происшествия место катастрофы обнаружить не удалось из-за сложных погодных условий. На следующий день в 06:20 мск (14:20 местного времени) самолет был обнаружен разрушенным на западном склоне Марчеканской сопки в 70 м от вершины. 4 члена экипажа и 4 пассажира погибли, 1 пассажир получил ушибы, ему была оказана помощь.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 4
Пассажиры 5 4
На земле   0
Всего погибших 8


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета уход на второй круг
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Douglas C-47
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л1073
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1945
Заводской номер ВС 17054/34321 (45-1051)
Наработка ВС (часы) 1691
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 195219 195213


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Дальневосточное территориальное управление ГВФ, 12 ато
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Петропавловск-Камчатский (Елизово)
Пункт назначения Магадан
Начальный пункт маршрута Петропавловск-Камчатский (Елизово)
Конечный пункт маршрута Хабаровск


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Расследованием установлено:
    1) К моменту прилета самолета фактическая погода в а/п Магадан была: облачность 10 баллов высотой 300-400 м, сопки закрыты, видимость 1000 м, дождь со снегом, ветер западный, юго-западный 5-7 м/с;
    2) Прогноз погоды, выданный АМСГ Елизово, по пункту посадки не оправдался;
    3) При выпуске самолета из Петропавловск-Камчатского и.о. начальника аэропорта бланк погоды не подписал, разрешение на вылет выдал устно;
    4) Несмотря на ухудшение погоды в районе Магадана ниже минимума и продолжение ее ухудшения экипажам самолетов С-47 Л-1073 и Ли-2 Л-4439 о закрытии аэродрома передано не было;
    5) Связь с самолетом установлена через 45 минут полета и не прекращалась до момента катастрофы;
    6) Начальник а/п Магадан и диспетчер Дальстроя не приняли мер к выяснению фактической обстановки для приема самолетов в аэропортах Сеймчан, Охотск и Берелех. Аэропорт Сеймчан по состоянию погоды мог обеспечить безопасную посадку;
    7) Начальник а/п Магадан вместо обеспечения посадки уехал в город где напился и, явившись пьяным, дал экипажу команду снижаться до 300 м;
    8) Командир корабля допустил ошибку, снизившись в районе приводной радиостанции до высоты 500 м в невидимости земли, оказался в районе Марчеканской сопки высотой 707 м и затем при наборе безопасной высоты столкнулся с сопкой;
    9) Начальник а/п Магадан и диспетчеры руководящих документов не знают, начальник аэропорта занимаемой должности не соответствует, руководящие документы гражданской авиации в аэропорту авиаотряда Дальстроя не выполняются.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причинами катастрофы являются:
    1) Отсутствие организации руководства летной работой в аэропорту авиаотряда Дальстроя в г. Магадан, выразившееся в:
    а) невыполнении руководящих документов по производству полетов ГА;
    б) незнании руководящим составом авиаотряд и аэропорта своих служебных обязанностей;
    в) отсутствии должной оперативности между службами аэропорта по обеспечению полетов (диспетчерской, связи и метео);
    г) неправильной организации метеообеспечения полетов.
    2) Преступная халатность начальника аэропорта Магадан, не принявшего мер по обеспечению безопасности посадки самолета при явно нелетной погоде в районе аэропорта.
    3) Отсутствие руководства движением самолета при его следовании по маршруту Петропавловск-Камчатский - Магадан.
    4) Отсутствие должной организации выпуска самолета с а/д Елизово.
    5) Ошибка, допущенная командиром корабля при пробивании облачности при установленной схеме в а/п Магадан.
   
   
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.