Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ли-2 Восточно-Сибирского управления ГВФ в районе Мамакана
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  24 апреля 1948 г.
Время:  14:40
Страна:  СССР
Место происшествия:  Иркутская область, район Мамакана
Тип ВС:  Ли-2Т
Регистрация ВС:  СССР-Л4460
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Восточно-Сибирское управление ГВФ
 


Описание
    Экипаж 11 авиатранспортного отряда Восточно-Сибирского управления ГВФ выполнял рейс по маршруту Иркутск - Киренск - Бодайбо. Посадка в Киренске произведена в 14:50 мск 23 апреля. В Киренске экипаж и пассажиры остались на ночь, так как погода на маршруте была ниже минимума. Ночью в гостинице члены экипажа вместе с сотрудниками аэропорта организовали выпивку. Вылет был запланирован на 0:00 мск, но к этому времени погода оставалась ниже минимума и экипаж не поднимали. В 06:00 экипаж прибыл в аэропорт и начал готовиться к полету.
    Прогноз погоды по маршруту Киренск - Бодайбо с 06:30 до 09:00 предусматривал: облачность 10 баллов высотой 600-1000 м, слабый снег, видимость 4-10 км, в облаках обледенение, ветер северо-западной четверти 50-70 км/ч.
    В прогнозе погоды по маршруту отсутствовала характеристика облачности и вертикальный разрез атмосферы.
    По пункту посадки Бодайбо: облачность 9-10 баллов высотой 1000-1500 м, видимость 10 км, ветер северо-западный 5-7 м/с, порывы 9-12 м/с.
    Несмотря на то, что прогнозируемая погода по маршруту не соответствовала установленному для данной трассы минимуму (высота облачности 1500 м, полет визуальный), начальник аэропорта разрешил командиру корабля вылет на Бодайбо и подписал бюллетень погоды с указанием эшелона 1800 м (т.е. – в облаках). Аэронавигационная подготовка экипажа к полету в аэропорту Киренск не проверялась.
    Второй пилот вместо предполетной подготовки пошел в буфет, выпил спирта и во время полета находился в легкой степени алкогольного опьянения.
    После выруливания на старт пришел прогноз об ухудшении погоды в Бодайбо (фактическая погода за 06:25 мск - облачность 5-6 баллов высотой 600-1000 м). Тут же из Бодайбо уточнили, что облачность 10 баллов, ухудшение происходило за счет проходящих осадков. Диспетчер тут же по командной радиостанции вылет командиру корабля запретил и приказал выруливать на стоянку.
    Экипаж зарулил на стоянку. В 07:15 - 07:30 Бодайбо дало свежий прогноз погоды, предусматривающий ее некоторое улучшение, и согласие на прием самолета. Начальник аэропорта Киренск приказал готовиться к вылету и либо выписать новый бланк погоды, либо продлить старый. Дежурный синоптик переправила в старом бланке высоту облачности по пункту посадки с 1000-1500 м на 1000-600 м и продлила срок действия с 08:00 до 11:30. Начальник а/п Киренск, несмотря на изменение в бланке погоды высоты облачности в худшую сторону, дал приказ выпустить самолет, оставив ранее данный эшелон 1800 м, но письменного разрешения не давал.
    В 08:15 самолет вылетел из Киренска. На борту находилось 25 пассажиров, в том числе 6 детей, и 1092 кг груза. Экипаж спрямил маршрут, взяв курс на Бодайбо, вместо установленного маршрута через Витим.
    В 08:22 экипаж передал в Киренск: «Иду на эшелоне 2400, всё в порядке».
    В 09:05 экипаж получил прямой пеленг 91° с Киренского радиопеленгатора и сообщил: «…следите за мной, в обледенении немного потряхивает правый мотор»
    В 09:33 экипаж передал в Бодайбо: «Идем в снегопаде в облаках, трясет мотор, следите». После этого связи с самолетом больше не было, в Бодайбо он не прибыл.
    Расследованием было установлено, что после взлета экипаж набрал эшелон 2400 м и сначала шел поверх облаков и затем вошел в облачность. В районе Мамы экипаж снизился через просвет в облаках и продолжил полет вдоль русла реки Витим на высоте 100 м ниже окружающих гор. Временами самолет попадал в снежные заряды с крайне ограниченной видимостью. Полет проходил в условиях сильнейшей и нарастающей болтанки, создававшей крены до 50-60°. По словам единственного выжившего пассажира, к этому моменту все пассажиры потеряли сознание и беспорядочно валялись по салону. Выживший пассажир потерял сознание последним. В момент пролета самолетом траверза ущелья Ключ-Якорь в районе н.п. Мамакан (15 км западнее Бодайбо) самолет на высоте 50-100 м попал в снеговой заряд и под воздействием турбулентных потоков воздуха, усиленных потоком воздуха из ущелья Ключ-Якорь, вызвавших деформацию плоскостей самолета (на обоих плоскостях обнаружены гофры, характерные для деформации от перегрузок в воздухе), потерял управляемость и с левым креном в 09:40 мск столкнулся со льдом реки Витим в 14 км от а/п Бодайбо.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 4
Пассажиры 25 24
На земле   0
Всего погибших 28


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ли-2Т
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л4460
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 31.01.1948
Заводской номер ВС 3704
Наработка ВС (часы) 310
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 628-240 628-238


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Восточно-Сибирское управление ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Киренск
Пункт назначения Бодайбо
Начальный пункт маршрута Иркутск
Конечный пункт маршрута Бодайбо


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причинами катастрофы явились:
    1) Попадание самолета на малой высоте в тяжелую метеообстановку (мощное рему, интенсивный снегопад, обледенение) в горно-таежной местности, приведшее к частичной деформации плоскостей самолета и потере им управляемости.
    2) Выпуск самолета из а/п Киренск в рейс на Бодайбо при погоде по трассе ниже установленного минимума.
    3) Некачественный прогноз погоды по маршруту Киренск - Бодайбо, выданный экипажу АМСГ Киренска. Отсутствие в нем характеристики облачности (мощно-кучевая), схемы вертикального разреза атмосферы. Подчистка бюллетеня погоды на второй вылет.
    4) Неправильное решение командира корабля продолжать полет при погоде ниже установленного минимума (вход в облачность и пробивание ее по маршруту)
    5) Неправильное решение начальника а/п Бодайбо о принятии самолета при погоде ниже установленного минимума.
    6) Плохая изученность и освещенность трасс в горно-таежной местности Восточной Сибири в метеорологическом отношении.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.