Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа С-47 Восточно-Сибирского управления ГВФ между Тахтамыгдой и Тындой
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  21 апреля 1948 г.
Время:  10:20
Страна:  СССР
Место происшествия:  Читинская область, хр. Янкан, 6 км северо-восточнее г. Красная Заря
Тип ВС:  Douglas C-47
Регистрация ВС:  СССР-Л1215
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Восточно-Сибирское управление ГВФ
 


Описание
    20 апреля 1948 г. самолет Ли-2 № Л-4279 11 авиатранспортного отряда Восточно-Сибирского управления ГВФ произвел вынужденную посадку в районе Тынды (55°00’СШ, 125°16’ВД). По распоряжению зам. к-ра 11 ато экипаж самолета С-47 № Л-1215, стоявший в задании на полет на Алдан, направлялся к месту вынужденной посадки Ли-2. Самолет был выгружен и загружен необходимым имуществом для помощи экипажу Ли-2.
    Погода по району полетов утром 21 апреля была нелетной: низкая облачность, снегопад, видимость менее 1 км. В перспективе было ее улучшение к концу дня.
    В 03:30 мск зам. к-ра 11 ато дал указание дежурному синоптику а/п Тахтамыгда выпустить бюллетень погоды. Синоптик дала рекомендацию обождать с вылетом, так как погода должна была улучшиться. Зам. к-ра 11 ато пренебрег этой рекомендацией и вызвал начальника а/п Тахтамыгда, от которого потребовал подписать разрешение на вылет. Начальник аэропорта пытался запретить вылет, но зам. к-ра 11 ато сказал, что является руководителем полетов 11 ато и принудил его подписать нижеследующий бланк погоды:
    Прогноз погоды с 4 до 8 часов по маршруту: облачность слоисто-кучевая, разорванно-дождевая высотой 300-600 м, временами 200-300 м, местами осадки при видимости 1-2 км, вне осадков видимость 10 км, ветер в восточной четверти 10-20 км/ч, в облаках обледенение.
    Зам. к-ра 11 ато включил себя в состав экипажа. Дежурный по аэропорту также не советовал ему вылетать, на что зам. к-ра 11 ато ответил грубостью, сказав ему, что он дежурный и ничего не понимает. На пути к самолету зам. к-ра 11 ато встретил экипаж другого самолета, командир которого также не советовал ему вылетать.
    На борту зам. к-ра отряда занял правое пилотское сиденье. командир корабля занял левое сиденье, второй пилот сел за штурманский столик.
    В 03:50 мск экипаж произвел взлет и в 04:05 доложил: «Лёг на курс, все в порядке». По показаниям второго пилота и бортрадиста, они летели близ насыпи бывшей железной дороги, которая в начале маршрута проходила по реке Малый Ольдой. Затем они пересекли горный хребет Янкан, продолжая полет вдоль насыпи частично разобранной (остались только шпалы) железной дороги, идущей по реке Тында. Справа от реки Тында сопки были закрыты облачностью. Бортмеханик и командир корабля рекомендовали зам. к-ра 11 ато вернуться в Тахтамыгду из-за плохой погоды. Тот ответил: «Ничего, пройдем». Через 20 минут полета началась тряска правого мотора. Переключение на правое и левое магнето не помогло устранить ее. Экипаж принял решение зафлюгировать винт правого мотора, но сделать этого не удалось. Левый мотор был выведен на максимальный режим.
    В 04:15 мск экипаж сообщил о возврате из-за тряски правого мотора. Следуя в Тахтамыгду по долине реки Тында на истинной высоте 100-150 м, самолет подошел к горному хребту Янкан, где для железной дороги сделана выемка глубиной 25 м. Высота полета сократилась до бреющего. Второй пилот и бортрадист вышли в пассажирскую кабину. Скорость полета по прибору была 100-115 миль/ч, без набора высоты. С целью пересечения горного хребта пилоты приняли решение довернуть влево и пройти над выемкой железной дороги, где горный хребет имел седловину. Самолет в развороте с кабрированием цеплял работающим левым мотором по верхушкам мелкого лиственного леса, а левой частью стабилизатора задел за телеграфный столб, сломал его у основания и увлек за собой. После удара о столб создалось пикирующее положение самолета. Самолет упал в выемку железной дороги, ударился левой плоскостью о шпалы, отскочил вверх и ударился о каменную стену выемки. Левая плоскость при этом разрушилась, левый мотор оторвался и ударил по пилотской кабине, отбив ее по переднюю кромку крыла. Бортмеханика при этом выбросило. Одновременно был сбит правый мотор. Самолет правой плоскостью зацепился за противоположную стену выемки, развернулся вправо на 180° и остановился заклиненным поперек выемки. Зам. к-ра 11 ато, командир корабля и бортмеханик погибли. Бортрадист и второй пилот получили тяжелые ранения. Фотограф (взятый для фотографирования Ли-2 на месте вынужденной посадки) отлетел в перегородку уборной и, ударившись об нее, был выброшен на левую плоскость, также получив тяжелые травмы.
    Катастрофа произошла в 04:20 мск в 6 км северо-восточнее г. Красная Заря в Читинской области (ныне данная территория в составе Амурской области).
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 3
Пассажиры 1 0
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Douglas C-47
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л1215
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1945
Заводской номер ВС 16978/34239 (45-975)
Наработка ВС (часы) 1621
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 351513 491249


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Поисково-спасательный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Восточно-Сибирское управление ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Тахтамыгда
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Тахтамыгда
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причины катастрофы:
    1) Тряска правого мотора, которая вызвала переход в одномоторный полет на бреющем полете при незафлюгированном винте.
    2) Выпуск самолета из а/п Тахтамыгда на розыски Ли-2 при погоде на трассе ниже установленного минимума.
    3) Проявленная недисциплинированность со стороны зам. к-ра 11 ато, выразившаяся в принуждении экипажа совершать полет при явно плохих метеоусловиях.
   
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.