Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ил-12 1-ой Московской авиагруппы ГВФ в районе а/п Внуково
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  01 июля 1947 г.
Время:  09:28
Страна:  СССР
Место происшествия:  а/п Москва (Внуково)
Тип ВС:  Ил-12
Регистрация ВС:  СССР-Л1317
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  1-я Московская авиагруппа ГВФ, 40 авиаотряд
 


Описание
    Экипаж 40 авиатранспортного отряда 1-й авиагруппы ГВФ выполнял рейс №53 по маршруту Москва (Внуково) - Харьков - Адлер - Тбилиси по перевозке грузов.
    Получив в 09:27 разрешение на взлет, экипаж произвел его с МК=72°. Полетный вес составлял 16800 кг. После нормального взлета и выдерживания самолета, экипаж перешел в набор высоты и начал уборку шасси. Находясь на высоте 40-50 м между аэродромом и рекой Ликовка, у деревни Бараново, командир корабля передал по радиосвязи «Сдал мотор». При сдаче мотора самолет непроизвольно развернуло влево на 20-30°. Предпринимая меры по сохранению режима горизонтального полета, командир корабля зафлюгировал винт левого мотора. При подлете самолета к реке Ликовка он с зафлюгированным винтом левого мотора находился в прямолинейном полете. За время перехода от двухмоторного к одномоторному полету самолет потерял 20-30 м высоты. Находясь над рекой Ликовка, командир с незначительным креном (10-15°) начал разворот влево и, не имея достаточного запаса высоты, пролетая над лесным массивом, зацепил за верхушки деревьев. Командир корабля подорвал самолет, который, потеряв скорость, с креном 15° начал падать влево. Увеличивая крен, самолет зацепился консолью крыла за угол деревянного дома на западной окраине дер. Пыхтино. Затем он ударился моторами в противоположный дом и группу деревьев и упал на землю, развернувшись на 180-200° от линии падения. Командир корабля, второй пилот, штурман и бортмеханик погибли. Бортрадистка и сопровождающая груз получили ушибы.
    Катастрофа произошла в 09:28 в 2-3 км северо-восточнее а/п Внуково. Пилотская кабина и передняя часть пассажирской кабины полностью разрушены, фюзеляж деформирован, хвостовая часть имеет перелом в районе багажника. Правая консоль крыла разрушена. Левая консоль крыла отделилась при ударе о дом и находится в 75 м от фюзеляжа. Оба мотора отделились.
    При исследовании узлов и агрегатов самолета установлено, что петрофлекс подвода бензина к агрегату левого мотора на конце, близком к агрегату, имеет значительные повреждения дерматинового, резинового и тканевого слоев, а также потертости и наклеп проволочной обмотки от касания петрофлекса о стальную трубку гидросистемы. У пожарного крана левого мотора обнаружен разрыв ушка клапана, а на поверхности ушка и сопряженной с ним поверхностью квадрата оси - наклёп.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 4
Пассажиры 1 0
На земле   0
Всего погибших 4


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-12
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л1317
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 03.04.1947
Заводской номер ВС 30023
Наработка ВС (часы) 73
Наработка ВС (циклы) 68
Силовая установка 93882 93408


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Грузовой
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение 1-я Московская авиагруппа ГВФ, 40 авиаотряд
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Москва (Внуково)
Пункт назначения Харьков
Начальный пункт маршрута Москва (Внуково)
Конечный пункт маршрута Тбилиси


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: основной причиной катастрофы является отказ левого мотора на взлете. Вследствие полученных самолетом повреждений при ударе о землю точно установить причину отказа мотора не представилось возможным. Комиссия считает, что мотор отказал из-за прекращения подачи бензина либо вследствие самопроизвольного закрытия неисправного пожарного крана, либо остановки мотора экипажем, обнаружившим течь бензина из под юбок капота через поврежденный петрофлекс, во избежание возникновения пожара.
    Способствующие причины:
    а) ошибка командира корабля, который, справившись с переходом от двухмоторного полета к одномоторному полету, вместо полета по прямой и набора безопасной высоты для последующей посадки на аэродроме или имевшейся площадке, развернулся влево в сторону ближайшего выхода на аэродром и, не имея достаточной высоты, находясь над лесом, зацепил за расположенные на небольшой возвышенности деревья, потерял скорость и потерпел катастрофу;
    б) плохой осмотр материальной части техническим составом, несоблюдение регламентных работ, несвоевременное обнаружение потертостей петрофлексов;
    в) недостаточно доброкачественный монтаж отдельных частей бензосистемы самолета заводом №30. Петрофлексы, не будучи изолированными, соприкасались с металлическими трубками, что приводило к потертости и обильной течи бензина. Недоброкачественный монтаж петрофлексов был выявлен при проверке моторов ряда других самолетов Ил-12.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.