Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ил-12 1-ой Московской авиагруппы ГВФ в Красноярске
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  18 декабря 1947 г.
Время:  13:00
Страна:  СССР
Место происшествия:  Красноярский край, Красноярск
Тип ВС:  Ил-12
Регистрация ВС:  СССР-Л1343
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  1-я Московская авиагруппа ГВФ
Рейс:  6
 


Описание
    Экипаж 45 отряда 1-й Московской авиагруппы ГВФ выполнял полет по маршруту Красноярск - Новосибирск - Омск - Свердловск - Казань - Москва (Внуково). Взлет в а/п Красноярск произведен в 08:30 мск. На борту находилось 20 пассажиров, 513 кг груза и 38 кг почты. Через 10-12 минут полета экипажем был замечен выброс масла под давлением с передней части левого мотора. В 08:45 экипаж сообщил: «Из левого мотора выбило масло». На высоте 1000 м экипаж выключил двигатель, зафлюгировал винт и начал возвращаться в аэропорт. При подходе к аэропорту на высоте 800-1000 м для производства посадки экипажем была предпринята попытка вывести левый винт из флюгера и запустить мотор. Винт из флюгера не вышел. Командир корабля принял решение производить посадку на одном работающем моторе. Четвертый разворот произведен на высоте 200-250 м при нормальном удалении (2,5-3 км) от посадочного «Т», с убранными шасси. Выпуск шасси начал производиться в конце четвертого разворота. Планирование на предпосадочной прямой производилось без выпуска закрылков. К границе ВПП самолет подошел на высоте 20-30 м на повышенной скорости, без снижения, с зафлюгированным винтом левого мотора. Передняя нога шасси была не полностью выпущена (примерно на 15° от нормального положения). Старший диспетчер аэропорта передал об этом экипажу и запретил посадку, дав указание об уходе на второй круг. После пролета «Т» на 200-250 метров экипаж вывел правый мотор на форсаж. Самолет начал набор высоты с плавным разворотом в сторону неработающего двигателя. На высоте 100 м в 2-2,5 км от ВПП разворот стал круче. Самолет перешел в снижение. На высоте 40-50 м, развернувшись на 120-160° от направления взлета, самолет свалился на крыло с переходом на нос и в 09:00 столкнулся с землей недалеко от деревенских домов на территории н.п Покровка севернее устья реки Кача (ныне часть г. Красноярск). Фюзеляж разломился надвое позади центроплана. Передняя часть фюзеляжа до центроплана полностью разрушена. Оба двигателя отделились. Пожара не возникло. Три пассажира и 3 члена экипажа погибли. Бортрадист, штурман и 8 пассажиров получили тяжелые ранения. Бортрадист умер на вторые сутки в больнице. 9 пассажиров получили ушибы.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 4
Пассажиры 20 3
На земле   0
Всего погибших 7


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета уход на второй круг
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-12
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л1343
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 20.06.1947
Заводской номер ВС 30049
Наработка ВС (часы) 166
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 8225161П 8225102П


Сведения о рейсе

Номер рейса 6
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение 1-я Московская авиагруппа ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Красноярск (Северный)
Пункт назначения Новосибирск
Начальный пункт маршрута Красноярск (Северный)
Конечный пункт маршрута Москва (Внуково)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основными причинами катастрофы явились:
    1) Отказ левого мотора из-за разрушения воздушного компрессора АК-50 вследствие заклинивания поршня из-за пригорания и недостатка смазки, что является результатом неудовлетворительного обдува компрессора при установленных передних жалюзи.
    2) Отказ системы вывода левого винта из флюгерного положения, из-за чего попытка экипажа запустить отказавший двигатель при заходе на посадку не удалась. Причину отказа системы вывода установить не представилось возможным.
    3) Ошибка в НПП-47 применительно к самолету Ил-12 («при заходе на посадку с одним неработающим мотором шасси и щитки следует выпускать после перехода на планирование и только при условии полной уверенности пилота в том, что расчет на посадку сделан правильно и приземление произойдет в намеченном месте»). По данным проведенного комиссией контрольного полета на самолете Ил-12 время выпуска основного шасси составляет 45 секунд, а переднего шасси - 49 секунд при одном неработающем моторе. При этом, по данным контрольного полета, при нормальном расчете посадки время полета от момента окончания четвертого разворота до приземления у посадочного «Т» составляет 45 секунд.
    Уход на второй круг был начат через 45-50 секунд после начала выпуска шасси. К этому моменту замок передней ноги шасси мог быть еще не закрыт, поэтому не горела зеленая контрольная лампа. Уход на второй круг с высоты 20-30 м с выпущенными шасси, на одном моторе на форсаже, с разворотом в сторону отказавшего мотора, без правого крена, неизбежно должен был привести к потере скорости и падению самолета. Команда командира корабля бортмеханику об уборке шасси при уходе на второй круг не могла быть им выполнена, так как в процессе выпуска шасси при заходе на посадку бортмеханик пользовался воздушной аварийной системой для дожатия передней ноги. После этого, до закрытия аварийного крана на гидропульте в кабине радиста (чтобы стравить воздух из воздушного цилиндра передней ноги шасси), гидросистемой пользоваться было нельзя. К моменту стравливания воздуха из воздушного цилиндра передней ноги шасси убирать шасси было поздно. Время с момента начала ухода на второй круг до падения самолета составило 45-50 секунд.
    Таким образом, непосредственной причиной катастрофы является разворот в сторону неработающего мотора с креном в ту же сторону, на малой скорости, при выпущенном шасси, на форсажном режиме работающего мотора.
    Виновники:
    1) Завод №30 МАП, выпустивший самолет с жалюзями с неудовлетворительным обдувом АК-50, что, возможно, повлекло за собой разрушение АК-50, выбивание масла и возвращение самолета с рейса с выключенным левым мотором и зафлюгированным винтом.
    2) Командир корабля, знавший о том, что шасси на самолете Ил-12 выпускаются медленно, а тем более при работе одного мотора, и имея подход к аэродрому на высоте 800-1000 м, не произвел выпуск шасси раньше четвертого разворота. Командир корабля имел возможность обеспечить себя запасом времени для выпуска шасси и нормального расчета посадки.
    3) Старший диспетчер а/п Красноярск, руководивший посадкой самолета, нечётко и неуверенно давал команду, что, возможно, психологически действовало на командира корабля. Однако комиссия не видит в действиях диспетчера непосредственной вины в катастрофе самолета.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.