Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ли-2 Московского управления ГВФ в районе Златоуста
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  30 декабря 1947 г.
Время:  13:27
Страна:  СССР
Место происшествия:  Челябинская область, 20 км севернее Златоуста
Тип ВС:  Ли-2
Регистрация ВС:  СССР-Л4214
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Московское управление ГВФ
 


Описание
    Экипаж 24 авиатранспортного отряда Московского управления ГВФ выполнял обратный рейс №20 на Москву по маршруту Челябинск - Казань - Москва. Прогноз погоды по маршруту Челябинск - Казань с 09:30 до 14:30 предусматривал: облачность 10 баллов слоисто-дождевая высотой 200-300 м, снег, видимость 2-4 км, ветер южный 5-7 м/с. Прогноз погоды по а/п Казань с 13 до 14 часов предусматривал: облачность 10 баллов, слоисто-дождевая высотой 200-300 м, видимость 2-4 км, ветер северо-западный 8-10 м/с. Прогноз погоды составлялся с использованием кольцевой карты за 3 часа, так как карта за 6 часов не составлялась по причине того, что дежурный радист проспала и материал не приняла. Не имея достаточно данных для составления прогноза по маршруту, дежурный синоптик лишь поверхностно опросила командира корабля, прибывшего в Челябинск рейсом №19 из Москвы, о фактической погоде на маршруте.
    Разрешение на вылет экипажу дано РДС Кольцово. Самолет был выпущен из а/п Челябинск без данных о фактической погоде в а/п Казань и согласия Казани на прием самолета.
    Взлет произведен в 10:15 мск. На борту находилось 2 пассажира и 2298 кг груза (абразивные круги, 20 ящиков, и печи типа ПЭТ 8 мест). После взлета экипаж установил связь с РДС Кольцово и получил указание следовать на эшелоне 1500 м, хотя эта высота была ниже нижнего эшелона (2100 м) для трассы Челябинск - Казань. Командир корабля взял курс на Казань и больше связи ни с кем не держал. В Казань самолет не прибыл.
    На следующий день место катастрофы обнаружено в 20 км севернее г. Златоуст. Во время полета по маршруту самолет с МК=260-265° столкнулся с вершиной горы Откликной Гребень Таганайского хребта (105 км западнее Челябинска) на высоте 1145 м, в 10 м от вершины. При ударе об отвесную скалу самолет взорвался, разрушился и сгорел. Экипаж и пассажиры погибли. Катастрофа произошла в 11:27 мск.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 4
Пассажиры 2 2
На земле   0
Всего погибших 6


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ли-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л4214
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС май 1945 г.
Заводской номер ВС 18421005
Наработка ВС (часы) 2316
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 627-013 62044092


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Московское управление ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Челябинск (Баландино)
Пункт назначения Казань
Начальный пункт маршрута Челябинск (Баландино)
Конечный пункт маршрута Москва (Быково)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причинами катастрофы явились:
    1) Дежурный диспетчер а/п Кольцово дал экипажу эшелон, не соответствующий рельефу местности по маршруту полета Челябинск - Казань. В результате этого командир корабля установил высоту полета 1500 м при давлении 760 мм рт.ст без учета фактического давления 720 мм рт.с.т, при котором должен был иметь высоту 1180 м. Однако при наличии встречного ветра, нисходящих потоков воздуха и инструментальной поправки на прибор, фактическая высота полета была ниже и самолет в горизонтальном полете столкнулся с горой на расстоянии 5-8 м от верхней точки г. Откликной Гребень (высота 1155 м).
    2) Командир корабля, получив прогноз погоды и эшелон полета 1500 м, вопреки требованиям НПП-47, не проанализировал заданную высоту и не учел, что она не соответствует рельефу местности по маршруту полета, а в сложных метеоусловиях была явно опасной.
    3) Поспешная организация выпуска в рейс самолета в а/п Челябинск, выразившаяся в:
    - отсутствии проверки предполетной подготовки экипажа;
    - разрешение на вылет выдано зам. начальника а/п Челябинск до получения разрешения РДС Кольцово и согласия на прием аэропорта Казань;
    - начальник а/п Челябинск, имея на аэродроме только один самолет, не только не руководил его выпуском, но и не поинтересовался, как он организован.
    4) Неудовлетворительное состояние диспетчерской службы а/п Кольцово:
    - Диспетчер РДС Кольцово дал разрешение на вылет непосредственно командиру корабля, минуя АДС Челябинска;
    - Халатное отношение РДС Кольцово к установке экипажу эшелона полета.
    5) Неудовлетворительная организация метеообеспечения полета:
    - дежурный синоптик к моменту составления прогноза погоды имела фактическую погоду аэропортов Кольцово и Казань двухчасовой давности;
    - использовалась кольцевая карта за 03:00, которая к тому же была недостаточно насыщена метеосведениями.
    6) Поверхностная предполетная подготовка, проведенная экипажем, и ее недостаточный контроль.
    7) Не имея достаточно исходных данных для составления прогноза погоды, дежурный синоптик лишь поверхностно опросила командира корабля о фактической погоде во время его полета в Челябинск.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.