Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа С-47 10-ой авиатранспортной дивизии ГВФ в горах Северной Осетии
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  02 апреля 1946 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  Северо-Осетинская АССР, г. Гурам
Тип ВС:  Douglas C-47
Регистрация ВС:  СССР-Л924
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  10-ая ГАТД ГВФ, 2-й авиаполк
 


Описание
    Экипаж 2-го авиатранспортного Севастопольского полка 10-й ГАТД ГВФ выполнял полет по маршруту Внуково - Ростов-на-Дону - Адлер - Тбилиси. В 13:12 экипаж в составе командира корабля, второго пилота, бортмеханика и бортрадиста (бортмеханик-стажер был оставлен в Ростове) вылетел обратным рейсом по маршруту Тбилиси - Сухуми - Адлер - Ростов (с посадкой в Ростове) с грузом яблок (2500 кг) и двумя пассажирами на борту.
    Прогноз погоды с 13 до 17 часов на участке маршрута Тбилиси - Хашури предусматривал: облачность 10 баллов высотой 1000-600 м, на участке Хашури - Кутаиси - Сухуми - облачность 10 баллов высотой 300-400 м, дождь, перевал Сурам закрыт, на участке Сухуми - Сочи - облачность 10 баллов высотой 600-800 м, Сочинский перевал закрыт, на участке Сочи - Краснодар - облачность 7-10 баллов высотой 600 м, на участке Краснодар - Ростов - облачность 7-10 баллов высотой 600-1000 м, ветер западный, северо-западный, 7-10 м/с, видимость 4-10 км.
    Во время полета экипаж вызывал аэропорты Сухуми и Адлер, но ответов не слышал. В аэропорт Ростов самолет не прибыл и пропал без вести. После таяния снега, 20 июля 1946 года самолет был найден на северо-восточном склоне горы Гурам Кавказского хребта (42°56’СШ, 43°28’ВД, 20 км северо-западнее н.п. Стур-Дигора, между горами Суган и Лабода) на высоте 3000 м, в 93 км правее маршрута и в 14 км западнее прямой линии пути между Тбилиси и Ростовом-на-Дону. Столкновение с горой произошло на курсе 300-320° левой плоскостью.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 4
Пассажиры 2 2
На земле   0
Всего погибших 6


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Douglas C-47
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л924
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 13.05.1943
Заводской номер ВС 9429 (42-23567)
Наработка ВС (часы) 1864
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка Р-135206 А-74865


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение 10-ая ГАТД ГВФ, 2-й авиаполк
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Тбилиси
Пункт назначения Ростов-на-Дону
Начальный пункт маршрута Тбилиси
Конечный пункт маршрута Москва (Внуково)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     1) Точную причину катастрофы установить не представилось возможным в связи с разрушением самолета, его поздним обнаружением и изменением положения обломков при таянии снега в горах.
    Вероятными причинами катастрофы могли быть:
    а) полет в зоне интенсивного обледенения, что подтверждается помимо метеосводки о фактической погоде невозможностью приема наземной радиосвязи самолетом;
    б) при наличии северо-западного ветра в сочетании с особенностями горного рельефа, замыкающегося горной грядой с г. Гурам высотой 3000 м у места происшествия при расстоянии в 10 км между горами Суган (4483 м) и Лабода (4318 м). Такое сочетание рельефа местности и метеоусловий могло создать сильные вертикальные потоки воздуха, которыми, вероятно, самолет и мог быть сброшен на гору Гурам, тем более при наличии обледенения;
    в) отсутствие двусторонней связи между экипажем и службой движения способствовало происшествию.
    Виновники:
    а) основным виновником катастрофы является командир корабля, который вопреки полетному заданию самовольно изменил (спрямил) маршрут и, несмотря на сложные метеоусловия полетел из Тбилиси на Ростов через Главный Кавказский хребет;
    б) отсутствие должной организации в а/п Тбилиси, где с самолетом не было двусторонней телеграфной связи, кроме этого нет журнала регистрации микрофонной связи командной вышки с самолетом;
    в) при наличии летной погоды на маршруте Тбилиси - Баку - Ростов в а/п Тбилиси 02.04.1946 по маршруту через Сухуми и Адлер в сложной метеообстановке выпущено 3 самолета.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.