Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа C-47 Азербайджанского управления ГВФ в Грозненской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  22 января 1945 г.
Время:  11:40
Страна:  СССР
Место происшествия:  Грозненская область, Шелковской район, 4 км южнее ст. Червленная
Тип ВС:  Douglas C-47
Регистрация ВС:  СССР-Л963
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Азербайджанское управление ГВФ
 


Описание
    Экипаж 9 авиатранспортного отряда Азербайджанского управления ГВФ выполнял спецрейс по маршруту Баку - Кумторкала - Грозный - Минеральные Воды - Краснодар - Симферополь.
    Взлет в а/п Баку произведен в 09:20. На борту находилось 3 пассажира и 2030 кг груза. Посадка на а/д Кумторкала (в 1940-50 ых годах военный аэродром северо-западнее Махачкалы) произведена в 11:05. Один пассажир был высажен. Вылет на Грозный произведен в 11:10. Там часть груза должна быть снята и принят новый груз. В 11:15 экипаж доложил в Баку о взлете в Кумторкале в 11:10 и полете в Грозный. Больше связи экипаж ни с кем не держал и в Грозный не прибыл.
    25 января самолет обнаружен на склоне Терского хребта в 4 км южнее ст. Червленная. Бортрадист найден тяжело раненым и скончался в больнице 27 января. Остальные члены экипажа и пассажиры погибли.
    По показаниям свидетелей, в 11:31 самолет пролетел над Хасавюртом на высоте 100 м с курсом 270°, в 11:37 - над Гудермесом также на высоте 100 м. За 1 минуту до катастрофы боец охраны железнодорожного моста через реку Терек видел самолет пролетающим над этим мостом. После пролета моста самолет развернулся влево по направлению на Грозный.
    Погода на участке маршрута Кумторкала - Грозный с 11 до 12 часов была следующей: облачность 10 баллов высотой 200 м, видимость 2-4 км. В районе Гудермеса и северной части Терского хребта туман, видимость до 300 м, высота облачности 300 м. В Грозном облачность 4 балла высотой 600 м, видимость 10 км.
    Прогноз погоды в основном соответствовал фактической погоде, прогноз погоды по а/п Грозный (облачность 10 баллов высотой 200-300 м, слабое обледенение в облаках по маршруту) был хуже фактической погоды. После взлета пилот фактической погоды Грозного не запрашивал (не исключается неисправность самолетной рации) и выполнял полет визуально на высоте 100 м, так как ввиду отсутствия в Грозном пеленгатора и прогноза возможного обледенения в облаках пробивать облачность и лететь выше нее было нельзя. При встрече в районе Гудермеса местного густого тумана пилот, надеясь на свое хорошее знание трассы, по которой он летал несколько лет, и близость а/п Грозный, принял решение производить полет в тумане на низкой высоте, ориентируясь по железной дороге Гудермес - Грозный, но ошибся и попал на железную дорогу Гудермес - Моздок. Когда самолет подлетел по линии этой железной дороги к мосту через Терек у ст. Червленная, пилот понял свою ошибку и развернулся влево с набором высоты по направлению на Грозный через Терский хребет, надеясь перетянуть через его вершины, высоты которых в этом районе составляют 300-330 м. Перетянуть вершины гор в условиях полета в тумане не удалось и в 11:40 самолет на высоте 280 м врезался в северный склон Терского хребта в 4 км от места разворота.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 4
Пассажиры 2 2
На земле   0
Всего погибших 6


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Douglas C-47
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л963
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 23.11.1944
Заводской номер ВС 15099/26544 (43-49283)
Наработка ВС (часы) 133
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 487115 487208


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Азербайджанское управление ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Кумторкала
Пункт назначения Грозный
Начальный пункт маршрута Баку
Конечный пункт маршрута Симферополь


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной катастрофы является столкновение самолета со склоном Терского хребта вследствие неправильного учета метеоусловий в полете командиром корабля, принявшего неправильное решение производить полет в тумане, придерживаясь линии железной дороги, имея возможность при наличии неисправной самолетной рации вернуться в пункт вылета, а при наличии исправной рации, после запроса фактической погоды в а/п Грозный лететь в облаках или сверх облаков и произвести нормальную посадку в Грозном, где были хорошие метеоусловия.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.