Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Столкновение над Черным морем Як-40 и Ан-24РВ
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  09 сентября 1976 г.
Время:  13:51
Страна:  СССР
Место происшествия:  Черноморское побережье Кавказа, Близ Анапы
Тип ВС:  Як-40
Регистрация ВС:  CCCP-87772
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Северо-Кавказское УГА, Ростовский ОАО
Рейс:  С-31
расшифровка переговоров
 


Описание
    Экипаж самолета Як-40 №87772 (78 летный отряд), выполнявший рейс С-31 Ростов-на-Дону – Керчь, произвел взлет в 12:47 и в 13:30:44 вышел на связь с диспетчером Западного сектора Краснодарского РЦ и доложил о входе в зону ответственности сектора и пролете траверза Краснодара на эшелоне 5 700 м. Получив подтверждение диспетчера, экипаж продолжал полет и в 13:34 доложил о пролете РНТ Новодмитриевская на эшелоне 5 700 м. В нарушение правил эшелонирования, установленных на данном участке воздушной трассы, диспетчер разрешил пролет по маршруту Геленджик – Керчь на эшелоне 5 700 м, который для направления полета самолета Як-40 являлся встречным. В 13:43, после доклада экипажа о пролете РНТ Геленджик, диспетчер не изменил эшелон полета и разрешил следовать до траверза Анапы на эшелоне 5 700 м.
    Самолет Ан-24 №46518 (105 летный отряд), выполнявший рейс №7957 Гомель – Донецк - Сочи, произвел взлет в а/п Донецк в 12:56 и следовал в а/п Сочи. В 13:32 экипаж доложил о входе в зону ответственности Западного сектора Краснодарского РЦ УВД на эшелоне 5 700 м на траверзе Приморско-Ахтарска. Диспетчер разрешил самолету следовать на Анапу на эшелоне 5 700 м, который для данного направления является попутным. В 13:47 экипаж доложил о пролете РНТ Анапа и получил разрешение диспетчера следовать к траверзу Джубги на том же эшелоне. В дальнейшем связь с обоими самолетами прекратилась. Столкновение произошло в 13:51:05 мск на встречных курсах в точке пересечения трасс (44°33’ СШ, 37° 18’ ВД) на высоте 5 700 м, над морем, в ПМУ, сверх облаков. Обломки самолётов затонули на глубине 500 – 600 м в 12-15 км от береговой черты. Все пассажиры и члены экипажей погибли.
    Часть останков пассажиров была поднята с поверхности моря. Были найдены также часть пилотских и пассажирских кресел обоих самолетов, а также элементы отделки салонов. Основные элементы конструкции самолетов, двигателей и их систем, а также самописцы МСРП-12, КЗ-63 и магнитофоны МС-61 не обнаружены.
   
    Фактическая погода в момент происшествия: облачность 3-6 баллов кучевая высотой 600-1000 м, высота верхней границы – 3500-4000 м, видимость на эшелоне 5 700 м – более 10 км.
    К моменту происшествия диспетчер отработал более 6 часов и был загружен большим объемом работы.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 4
Пассажиры 14 14
На земле   0
Всего погибших 18+52


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Як-40
Регистрационный номер (id) ВС CCCP-87772
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 27.09.1970
Заводской номер ВС 9030713
Наработка ВС (часы) 6842
Наработка ВС (циклы) 7174
Силовая установка Н5432041 Н5212056 Н5122022


Сведения о рейсе

Номер рейса С-31
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Северо-Кавказское УГА, Ростовский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Ростов-на-Дону
Пункт назначения Керчь
Начальный пункт маршрута Ростов-на-Дону
Конечный пункт маршрута Керчь


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Выводы: При управлении полетами самолетов Як-40 №87772 и Ан-24 №46518 диспетчер Западного сектора Краснодарского РЦ УВД допустил нарушение требований Основных правил полетов в воздушном пространстве СССР (ОПП-70) и НПП ГА-71, выразившееся в разрешении экипажу самолета Як-40 №87772 следовать на встречном занятом эшелоне от Геленджика до траверза Анапы.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: причиной столкновения самолетов явилось нарушение правил эшелонирования и технологии работы диспетчера РДП диспетчером Западного сектора Краснодарского РЦ в части постоянного контроля за движением воздушных судов с помощью имеющихся средств УВД.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации


Фотографии

   
  






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.