Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ка-32С а/к Аэро-Камов на горе Фишт, Краснодарский край
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  26 сентября 2010 г.
Время:  07:58
Страна:  Россия
Место происшествия:  Краснодарский край, г. Фишт
Тип ВС:  Ка-32С
Регистрация ВС:  RA-31584
Авиакомпания:  Аэро-Камов
 


Описание
    Экипаж вертолета выполнял погрузочно-разгрузочные в районе вертолетной площадки «Лунная Поляна»: доставлял бетон в бадьях на внешней подвеске из н.п. Нижний Солох-Аул (район г. Сочи) в урочище «Лунная Поляна» к строящимся опорам канатной дороги, а также арматуру со склада металлоконструкций в районе площадки к строительным объектам. В 06:30 экипаж произвел взлет, переместился к карьеру в районе н.п. Нижний Солох-Аул (удаление 700 м от вертолетной площадки), где взял на внешнюю подвеску бадью с бетоном и доставил ее в урочище «Лунная Поляна» к строящейся опоре канатной дороги.
    Всего в течение 1 часа 20 мин экипаж выполнил три цикла по перевозке бетона на внешней подвеске с площадки Солох-Аул к шестой опоре в районе площадки «Лунная Поляна» (полеты выполнялись без посадки). После доставки на «Лунную Поляну» третьей бадьи с бетоном экипаж произвел ее отцепку и приступил к выполнению работ в урочище «Лунная Поляна»: перевез арматуру со склада металлоконструкций в район вертолетной площадки, затем доставил оттуда бадью с водой в район опоры № 6 (все перевозки груза выполнялись на внешней подвеске). После отцепки бадьи с водой, вертолет, по показаниям очевидцев, набрал высоту порядка 70 м (нижний конец троса подвески поднялся на высоту 10 – 15 м над землей) и начал движение в сторону вертолетной площадки. В этот момент произошло практически одновременное самопроизвольное выключение двух двигателей. Вертолет перешел на энергичное снижение и столкнулся с юго-западным склоном горы Фишт крутизной около 40° на высоте 1750 м над уровнем моря. Столкновение ВС с земной поверхностью произошло на удалении 40 м с азимутом 158° от места отцепки емкости с водой, с малой поступательной и значительной вертикальной скоростью снижения, с последующим смещением ВС на левый борт. После падения на ВС возник пожар. Силами рабочих, находящихся на площадке, второй пилот был эвакуирован из кабины экипажа. КВС и бортмеханик оказались зажатыми в кабине элементами конструкции вертолета и из-за быстрого распространения пожара, спасти их не удалось.
    Фактическая погода на 08:00 на вертолетной площадке «Лунная Поляна» - ветер 130°, 05 м/сек, порыв 08 м/сек, видимость более 10 км, облачность 3/0 верхнего яруса, температура воздуха + 17,5°, давление 618,4 мм.рт.ст. Фактическая погода соответствовала для выполнения полетов по ПВП и не препятствовала выполнению задания на полет.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 2
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета выполнение авиаработ
Установленные причины АП отказ техники
Организация, расследовавшая АП МАК
Отчет о расследовании http://www.mak.ru/russian/investigations/2010/report_ra-31584.pdf


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ка-32С
Регистрационный номер (id) ВС RA-31584
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 24.02.1992
Заводской номер ВС 8706
Наработка ВС (часы) 2699
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 7087893100099 7087892100090


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Другие авиаработы
Авиакомпания Аэро-Камов
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Солох-Аул
Пункт назначения Лунная Поляна
Начальный пункт маршрута Солох-Аул
Конечный пункт маршрута Лунная Поляна


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной катастрофы вертолета при выполнении авиационных работ по перевозке грузов на внешней подвеске явилось практически одновременное самовыключение двух двигателей в процессе висения на высоте 70 м над поверхностью земли, что привело к энергичному снижению ВС и столкновению со склоном горы.
    Выключение двигателей произошло из-за раскрутки оборотов НВ выше допустимых значений вследствие нарушения работоспособности золотника аварийного отключения синхронизатора мощности левого двигателя, что привело к штатному срабатыванию автоматов защиты свободных турбин обоих двигателей.
    Нарушение работоспособности золотника аварийного отключения синхронизатора мощности вызвано отсутствием его свободного перемещения во втулке из-за наличия посторонних частиц на рабочих поверхностях насоса-регулятора вследствие работы на загрязненном топливе.
    К раскрутке оборотов несущего винта в полете привело разрушение внешнего горизонтального валика привода регулятора частоты вращения свободной турбины правого двигателя в результате его заклинивания в передней части, связанного с разрушением проволок наружного слоя в зоне заделки.
    Наиболее вероятной причиной разрушения проволок наружного слоя ВГВ является некачественное выполнение заделки на заводе-изготовителе.
    Скоротечность развития аварийной ситуации и отсутствие сигнализации об отказе привода регулятора частоты вращения свободной турбины не позволили КВС своевременно определить раскрутку оборотов несущего винта и принять соответствующие меры для предупреждения выключения двигателей автоматами защиты свободной турбины. В сложившейся ситуации выполнение посадки на авторотации было невозможно.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации


Фотографии

 






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.