|
|
|
Авария Ту-154М а/к Алроса в Ижме, республика Коми |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: авария
Дата: 07 сентября 2010 г.
Время: 07:55
Страна: Россия
Место происшествия: Республика Коми, близ села Ижма, Ижемский район
Тип ВС: Ту-154М
Регистрация ВС: RA-85684
Авиакомпания: Алроса
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж самолёта Ту-154М RA-85684 Мирнинского авиационного предприятия ЗАО АК «АЛРОСА» выполнял регулярный пассажирский рейс по маршруту Полярный - Москва (Домодедово). На борту самолёта находилось 72 пассажира и 9 членов экипажа, 344кг груза и багажа (взлётная масса – 96 986кг). После входа в зону Сыктывкарского РЦ на эшелоне 10 600 м экипаж передал диспетчеру срочное сообщение о проблемах с электропитанием и решении о выполнении вынужденной посадки в Сыктывкаре, после чего связь с экипажем пропала. Однако диспетчер, наблюдая по радиолокатору уклонение самолета в сторону Усинска, продолжал информировать экипаж о его уклонениях от трассы и давать соответствующие указания без подтверждения, предполагая, что экипаж принял решение следовать на аэродром Усинск. Отметка самолёта на экране диспетчерского радиолокатора временами пропадала. В дальнейшем, с момента обнаружения метки, осуществлялось непрерывное радиолокационное наблюдение и передача диспетчером ДПСП аэродрома Усинск руководителю полётов и диспетчеру РЦ Сыктывкара. В тоже время, экипаж самолёта, выполнив снижение, после перехода на визуальный полёт обнаружил ВПП неэксплуатируемого аэродрома в районе села Ижма и после трех проходов над ВПП принял решение о посадке. В процессе пробега после посадки произошло выкатывание самолёта за пределы ВПП длиной около 1 300 м. Самолет выкатился на 200 м и остановился в редколесье среди невысоких деревьев, в результате чего получил повреждение конструкции планера. Пассажиры и экипаж не пострадали.
21 сентября завершились работы по буксировке самолета из леса на ВПП. На месте посадки был проведен ремонт самолета, в том числе замена двигателей. Проведены работы по подготовке ВПП для взлета. 24 марта 2011 года экипаж летчиков-испытателей произвел взлет и перегнал самолет в аэропорт Ухта.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
9 |
0 |
Пассажиры |
72 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
авария |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
отказ техники, ошибка при техническом обслуживании |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ту-154М |
Регистрационный номер (id) ВС |
RA-85684 |
Государство регистрации ВС |
Россия |
Дата выпуска ВС |
1990 |
Заводской номер ВС |
90А851 |
Наработка ВС (часы) |
|
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Алроса |
Государство регистрации авиакомпании |
Россия |
Пункт вылета |
Полярный |
Пункт назначения |
Москва (Домодедово) |
Начальный пункт маршрута |
Полярный |
Конечный пункт маршрута |
Москва (Домодедово) |
|
Подробные сведения
Выявленные при расследовании недостатки |
1. При расследовании было установлено, что в феврале 2010 года
Мирнинское авиапредприятие ЗАО АК «АЛРОСА» обращалось в ЗАО
«Росаэро» по вопросу доработки самолета Ty-154M RA-85684 по
бюллетеню № 154-КБ-30/03 БУ/БЭ.
При этом ЗАО «Росаэро» в письме от 22.02.2010 № 022201/10-047 о
невозможности приступить к выполнению бюллетеня № 154-КБ-30/03 БУ/БЭ «ввиду отсутствия комплектующих на складе и текущей загрузки бригад»,Следовательно, несмотря на наличие утвержденного
разработчикам самолета и введенного в действие авиационными властями бюллетеня, он не был выполнен.
Таким образом, выполнение доработок по бюллетеню зависело от
деятельности посреднической организации, не являющейся
авторизованным центром ТОиР.
2. В разделе «Выполнение полета» (подраздел «На протяжении
всего полета») Инструкции по взаимодействию и технологии работы
членов экипажа самолета Ту-154М, утвержденной 18.11.1997 № 75/И, имеется ссылка на бюллетень № 154КБ-0004/99/БУ/БЭ (предусматривающий введение сигнализации критического состояния аккумуляторов).
Фактически указанный бюллетень на самолетах Ту-154М не выполнялся.
Для устранения противоречия с разделом 8.6 РЛЭ самолета
Ту-154М, необходимо в разделе «Выполнение полета» (подраздел «На
протяжении всего полета») Инструкции по взаимодействию и технологии работы членов экипажа самолета Ту-154М, заменить ссылку на бюллетень № 154КБ-0004/99/БУ/БЭ, ссылкой на бюллетень № 154-КБ-30/03 БУ/БЭ.
3. Аварийное оповещение дежурной смены Санкт-Петербургского
КЦПС о приведении в готовность на выполнение ПСО (Р) органами ОВД Сыктывкарского РЦ ЕС ОрВД осуществлялось с задержкой по времени, что затрудняло оперативное управление поисково-спасательными силами и средствами при проведении поисково-спасательных работ (письмо МРУ по ОВД и АКПС в Северо-Западном федеральном округе от 17.09.2010 №507).
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Серьезный инцидент с самолетом Ту-154М RA-85684
произошел в результате полного обесточивания системы
электроснабжения постоянного тока напряжением 27 В из-за отказа
аккумуляторной батареи № 1 вследствие развития термического
повреждения (теплового разгона), связанного с нарушением правил ее технического обслуживания и несвоевременного обнаружения и
отключения от бортовой сети воздушного судна аккумуляторной батареи № 1 по причине невыполнения на ВС ТУ-154М RA-85684 доработки по бюллетеню № 154-КБ-30/03БУ/БЭ, предусматривающего установку на приборной доске бортинженера четырех красных светосигнализаторов «Отключи аккумуляторы № 1, № 3, № 2, № 4».
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
Телеграмма Росавиации от 27.12.10 № 270630 |
|
|
|
|
|