Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ан-2 авиагруппы Дальстроя МВД СССР в районе Омсукчана
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  16 июня 1951 г.
Время:  12:25
Страна:  СССР
Место происшествия:  Магаданская область, 45 км юго-западнее аэр. Омсукчан
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-Х986
Авиакомпания:  Авиаотряд Дальстроя
 


Описание
    16 июня 1951 г. самолёт Ан-2 СССР-Х-986 в 09 ч. 25 мин. по местному времени вылетел из аэропорта Магадан по маршруту Магадан – Сеймчан – Омсукчан. Погодные условия по маршруту соответствовали для визуального полета, а также степени подготовленности экипажа. На борту находилось 6 пассажиров (из них двое детей), 2 члена экипажа и 253 кг груза. Пролетев посёлок Стрелка, КВС самовольно изменив маршрут, взял курс прямо на Омсукчан. Связь с АДС аэропорта Сеймчан не держал. Через 1ч. 30 мин. полёта, вследствии ухудшения погоды на перевале было получено закрытие аэропорта Омсукчан , и диспетчером Магаданского аэропорта было передано сообщение в АДС аэропорта Сеймчан о необходимости выполнения посадки самолётом Ан-2 СССР-Х-986 в Сеймчане. Но так как КВС связь с Сеймчаном не держал, то это сообщение на борт самолёта передать не удалось. Продолжая полёт вне утвержденной трассы, и встретив на пути кучево –дождевую облачность закрывающую горный хребет, КВС вместо возврата в Сеймчан снизился под облачность, решив пролететь по ущелью между облачностью и горным хребтом. Под облаками самолёт вошел в зону осадков в виде снега. Началось обледенение. В 12 ч. 25 мин. во время пролёта ущелья завершавшемуся препятствием – вершиной на высоте 1400 м, не имея выхода из сложившейся ситуации КВС свалил самолёт в распадке на высоте около 1380 м на северо – восточном склоне горы Невская. При ударе были снесены основные стойки шасси, значительные повреждения получили нижние крылья и винт. Фюзеляж деформирован в нижней части с 5 по 8 шпангоут, с разрушением агрегатов находящихся под полом пилотской кабины. Мотор и горизонтальное оперение без повреждений. Самолёт восстановлению не подлежит. Экипаж и пассажиры не пострадали.
    Погода по маршруту Магадан – Омсукчан: облачность 3-7 баллов, высота 600 – 1000 м. Видимость более 10 км. Ветер северо – восточный 8 – 12 м/с. В районе Омсукчана облачность 3-7 баллов, высота 1500 м , без осадков. Видимость более 10 км. Ветер южный 3 – 6 м/с.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 0
Пассажиры 6 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Х986
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 28.12.1950
Заводской номер ВС 10247310
Наработка ВС (часы) 332
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Авиаотряд Дальстроя
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Магадан
Пункт назначения Омсукчан
Начальный пункт маршрута Магадан
Конечный пункт маршрута Омсукчан


Подробные сведения

Действия спасательных служб     После истечения срока прибытия самолёта в аэропорт Омсукчан были организованы поисковые мероприятия. Из аэропорта Магадан на поиски вылетел самолёт Ли-2 СССР-Х-754. В 15 ч. 55 мин. по местному времени, потерпевший аварию самолёт был обнаружен на перевале в 45 км юго-западнее от аэропорта Омсукчан, в ущелье на снеговом массиве. Обнаружив самолёт, экипаж Ли-2 смог установить связь по командной станции с КВС Ан-2, который доложил об обстоятельствах происшествия. Для находящихся на месте аварии экипажем Ли-2 был сброшен вымпел со схемой их местонахождения относительно пос. Омсукчан и проходящего вблизи зимника. В 21 ч 00 мин к месту аварии вылетел самолёт Ли-2 СССР-Х-920, который сбросил продукты, палатку, печку, дрова и спальный мешок. Для эвакуации людей с места аварии было принято решение использовать трактор.
    17.06.1951 г , в 12 ч. 00 мин. по местному времени самолёт Ли-2 СССР-Х-754 вылетел в аэропорт Омсукчан, где сбросил вымпел с картой, с указанием точного маршрута следования трактора к месту аварии самолета. После этого вернувшись на место аварии, и установив связь по командной станции с КВС Ан-2 , ему было передано сообщение о том что к ним выслан трактор, и о необходимости наблюдения за «зимником» в том месте, где он будет их ждать.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основной причиной происшествия явилась личная недисциплинированность КВС, выразившаяся в самовольном изменении маршрута, и продолжавшийся полёт при погоде ниже минимума для визуального полёта в гористой местности. Во время полёта, работал привод и командная станция в аэропорту Сеймчан, но КВС этими средствами не пользовался.
    В полёте КВС допустил три основных нарушения:
    1) Производил полёт по не утвержденной трассе (напрямую) Магадан – Омсукчан, вместо того, чтобы лететь по трассе Магадан – Сеймчан – Омсукчан.
    2) Над перевалом вошёл в облачность вместо выполнения предписания: полёты по этой трассе производить визуально. Следовало или обойти облачность над перевалом, или возвратиться на ближайший аэродром.
    3) Нарушил НПП-47 при полёте над горами, снизившись над перевалом до 100 -200 м.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации Гос. архив Магаданской области


Фотографии

 






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.