Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ли-2 2-го авиаотряда УВТ Дальстроя МВД СССР
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  23 января 1953 г.
Время:  10:30
Страна:  СССР
Место происшествия:  Якутская АССР, близ аэропорта Батагай
Тип ВС:  Ли-2
Регистрация ВС:  СССР-Ж125
Авиакомпания:  Авиаотряд Дальстроя
 


Описание
    Экипаж выполнял рейсовый полёт по маршруту Магадан - Н. Сеймчан - Зырянка - Ожогино - Батагай - Среднеколымск и обратно. Задание - перевозка пассажиров и груза. 23 января предстояло выполнить перелет на участке Батагай - Ожогино - Зырянка без пассажиров и груза. В 10 ч 30 мин (время местное) был произведён взлёт в аэр. Батагай. На выдерживании левый мотор стал увеличивать обороты до 2500 об/мин. Попытка 1-го бортмеханика перевести мотор в нормальный режим, затяжеляя винт сектором шага, не удалась, последней принятой им мерой было применение частичного флюгирования, что также не дало результатов. Сосредоточившись на борьбе с раскруткой винта, 1-й бортмеханик не выполнил команду. поданную КВС - убрать шасси, а только снял защелку замка. КВС, набрав высоту 80 м, стал выполнять стандартный правый разворот с целью произвести вынужденную посадку на ВПП. В процессе разворота правый мотор также увеличил обороты до 2400 - 2500 об/мин. 1-й бортмеханик принял те же меры к восстановлению нормальной работы правого мотора, что и к левому: затяжеление винта, частичное флюгирование. Добиться нормальной работы правого мотора также не удалось. Тем временем КВС, завершив разворот, увидел, что самолет значительно потерял высоту и оказался ниже уровня аэродрома - в овраге. Чтобы избежать лобового удара, КВС отвернул самолёт вправо, допустив потерю скорости до второго режима, что и привело к падению самолёта. В результате столкновения, самолёт сбил шасси о бугор, перелетел овраг и упал на другой стороне оврага. Расстояние от места падения до ВПП составило около 1 км. При аварии экипаж не пострадал. Пожара не возникло, т.к. своевременно было выключено зажигание и обесточена бортовая сеть. Самолёт получил значительные повреждения обеих плоскостей, нижней части фюзеляжа, шасси, обоих винтов, правой мотогондолы (оторвана вместе с мотором), маслорадиаторов, нижних капотов моторов. Незначительные повреждения получило горизонтальное оперение. По причине нецелесообразности восстановления самолёта, было принято решение о его списании. Уцелевшие агрегаты и оборудование были сняты для дальнейшего использования.
    Погодные условия в аэр. Батагай во время вылета: ясно; видимость 50 км; тихо ; температура - 48 град.; давление 743,8 мм.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 0
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета взлет
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ли-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Ж125
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 31 марта 1949
Заводской номер ВС 18432110
Наработка ВС (часы) 1664
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Авиаотряд Дальстроя
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Батагай
Пункт назначения Среднеколымск
Начальный пункт маршрута Магадан
Конечный пункт маршрута Магадан


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Экипаж самолёта, и в первую очередь 1-й бортмеханик, ожидая в течении 20 минут разрешения выруливания на старт, не принял мер для прогрева масла в винтах путём переодического перевода их с малого шага на большой и обратно. Не было это сделано и непосредственно перед взлётом. В результате этого винты зафиксировались. Такое положение винтов и явилось причиной того, что моторы (вначале левый, затем правый) постепенно увеличили обороты до 2400 – 2500 об/мин. Экипаж неправильно оценив причины увеличения оборотов, решил, что винты дали раскрутку, не учтя того, что обороты в 2500 об/мин не являются превышающими норму. В результате этого экипаж растерялся и совершил ряд ошибок. 1-й бортмеханик не убрал шасси, затяжелял винты и пытался частично их флюгировать, что не удалось, т.к в винтах застыло масло. КВС, выполняя разворот на малой высоте, растерявшись, допустил потерю высоты и снижение скорости до второго режима полёта, что в конечном итоге и послужило причиной падения самолёта. Второй пилот ничем не помог КВС в технике пилотирования самолёта и, поддавшись растерянности, допустил потерю скорости. Замер углов установки лопастей показал, что левый винт имел угол 20 град.; правый 30 град. В заключении НИИ ГВФ по данному происшествию было указано, что избыток мощности при таких углах лопастей позволяет осуществлять нормальный набор высоты с полётным весом 10700 кг, взлетный вес самолета, потерпевшего аварию, составлял 9400 кг. Таким образом, имелись все условия для нормального завершения полёта, но экипаж ими не воспользовался.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации Гос. архив Магаданской области


Фотографии

   






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.