Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Столкновение над Черным морем Як-40 и Ан-24РВ
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  09 сентября 1976 г.
Время:  13:51
Страна:  СССР
Место происшествия:  Черноморское побережье Кавказа, Близ Анапы
Тип ВС:  Ан-24РВ
Регистрация ВС:  CCCP-46518
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Белорусское УГА, Гомельский ОАО
Рейс:  7957
расшифровка переговоров
 


Описание
    Экипаж самолета Як-40 №87772 (78 летный отряд), выполнявший рейс С-31 Ростов-на-Дону – Керчь, произвел взлет в 12:47 и в 13:30:44 вышел на связь с диспетчером Западного сектора Краснодарского РЦ и доложил о входе в зону ответственности сектора и пролете траверза Краснодара на эшелоне 5 700 м. Получив подтверждение диспетчера, экипаж продолжал полет и в 13:34 доложил о пролете РНТ Новодмитриевская на эшелоне 5 700 м. В нарушение правил эшелонирования, установленных на данном участке воздушной трассы, диспетчер разрешил пролет по маршруту Геленджик – Керчь на эшелоне 5 700 м, который для направления полета самолета Як-40 являлся встречным. В 13:43, после доклада экипажа о пролете РНТ Геленджик, диспетчер не изменил эшелон полета и разрешил следовать до траверза Анапы на эшелоне 5 700 м.
    Самолет Ан-24 №46518 (105 летный отряд), выполнявший рейс №7957 Гомель – Донецк - Сочи, произвел взлет в а/п Донецк в 12:56 и следовал в а/п Сочи. В 13:32 экипаж доложил о входе в зону ответственности Западного сектора Краснодарского РЦ УВД на эшелоне 5 700 м на траверзе Приморско-Ахтарска. Диспетчер разрешил самолету следовать на Анапу на эшелоне 5 700 м, который для данного направления является попутным. В 13:47 экипаж доложил о пролете РНТ Анапа и получил разрешение диспетчера следовать к траверзу Джубги на том же эшелоне. В дальнейшем связь с обоими самолетами прекратилась. Столкновение произошло в 13:51:05 мск на встречных курсах в точке пересечения трасс (44°33’ СШ, 37° 18’ ВД) на высоте 5 700 м, над морем, в ПМУ, сверх облаков. Обломки самолётов затонули на глубине 500 – 600 м в 12-15 км от береговой черты. Все пассажиры и члены экипажей погибли.
    Часть останков пассажиров была поднята с поверхности моря. Были найдены также часть пилотских и пассажирских кресел обоих самолетов, а также элементы отделки салонов. Основные элементы конструкции самолетов, двигателей и их систем, а также самописцы МСРП-12, КЗ-63 и магнитофоны МС-61 не обнаружены.
   
    Фактическая погода в момент происшествия: облачность 3-6 баллов кучевая высотой 600-1000 м, высота верхней границы – 3500-4000 м, видимость на эшелоне 5 700 м – более 10 км.
    К моменту происшествия диспетчер отработал более 6 часов и был загружен большим объемом работы.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 5
Пассажиры 47 47
На земле   0
Всего погибших 52+18


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-24РВ
Регистрационный номер (id) ВС CCCP-46518
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 30.03.1973
Заводской номер ВС 37308504
Наработка ВС (часы) 6107
Наработка ВС (циклы) 4626
Силовая установка Н47442072 Н4622028


Сведения о рейсе

Номер рейса 7957
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Белорусское УГА, Гомельский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Донецк
Пункт назначения Сочи (Адлер)
Начальный пункт маршрута Гомель
Конечный пункт маршрута Сочи (Адлер)


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Выводы: При управлении полетами самолетов Як-40 №87772 и Ан-24 №46518 диспетчер Западного сектора Краснодарского РЦ УВД допустил нарушение требований Основных правил полетов в воздушном пространстве СССР (ОПП-70) и НПП ГА-71, выразившееся в разрешении экипажу самолета Як-40 №87772 следовать на встречном занятом эшелоне от Геленджика до траверза Анапы.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: причиной столкновения самолетов явилось нарушение правил эшелонирования и технологии работы диспетчера РДП диспетчером Западного сектора Краснодарского РЦ УВД в части постоянного контроля за движением воздушных судов с помощью имеющихся средств УВД.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации


Фотографии

   
 






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.