Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-8Т Ухтинского филиала а/к Комиавиа в районе Вуктыла
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  13 января 1997 г.
Страна:  Россия
Место происшествия:  Республика Коми, в районе горы Пеленер
Тип ВС:  Ми-8Т
Регистрация ВС:  RA-22759
Авиакомпания:  Комиавиа
 


Описание
    Экипаж выполнял полеты по патрулированию газопровода и доставке служебных пассажиров и груза на объекты "Севергазпрома" по маршруту Ухта - Вуктыл - площадка "Компрессорная станция-3" - Самоцветный - гора Пеленер и обратно.
    Выполнение данного полета было совмещено с тренировкой и проверкой КВС в качестве командира воздушного судна перед допуском к самостоятельным полетам после перерыва в его полетах на вертолете Ми-8 в течение 11 месяцев.
    Погода по маршруту полета в момент вылета из Ухты соответствовала минимуму по правилам визуальных полетов и обеспечивала выполнение безопасного полета до площадки "Компрессорная станция-3".
    При входе в зону ответственности командно - диспетчерского пункта местных воздушных линий аэропорта Вуктыл экипаж доложил об изменении плана полета и первоначальной посадке в аэропорту Вуктыл, далее - на площадку "Компрессорная станция-3" и гору Пеленер. К моменту посадки в аэропорту Вуктыл диспетчер командно - диспетчерского пункта местных воздушных линий Вуктыл получил новый прогноз погоды по Вуктыльской площади, которым высота нижней границы сплошной облачности предусматривалась 900 м (высота горы Пеленер 1062 м). После посадки в аэропорту Вуктыл экипаж, не выключая двигатели и не заходя в аэродромный диспетчерский пункт, принял решение на продолжение выполнения задания. Решение на полет в горный район экипаж принял без учета известного ему еще при вылете из Ухты неблагоприятного прогноза, что противоречит требованиям п. п. 5.5.12.1 и 10.3.10.3 НПП ГА-85. Активное пилотирование на всем маршруте полета выполнял проверяемый командир воздушного судна с левого пилотского сидения. Диспетчеры командно - диспетчерского пункта местных воздушных линий аэропорта Вуктыл. при получении информации от экипажа о намерении лететь на Пеленер не информировали экипаж о прогнозе погоды по намеченному маршруту, не обратили внимание экипажа на его несоответствие требованиям безопасности полетов (с тенденцией ухудшения) и не потребовали изменить принятое решение, чем не выполнили требования п. 5.3.16 НПП ГА-85 и п. 1 Технологии работы диспетчера командно - диспетчерского пункта местных воздушных линий аэропорта Вуктыл.
    При выходе из зоны аэропорта Вуктыл экипаж, в нарушение требований п. п. 5.6.1, 5.6.5 НПП ГА-85 и п. 4.3.7 РЛЭ вертолета Ми-8, не установил на высотомере ВД-10 минимальное приведенное давление по маршруту - 763 мм рт.ст. (полет выполнялся по давлению 754 мм рт. ст.), не выставил задатчик опасной высоты полета на радиовысотомере РВ-3, в результате этого он был лишен сигнализации об опасной высоте полета. По мере приближения к горному перевалу, по показаниям членов экипажа, метеоусловия стали ухудшаться до значений ниже минимально допустимых для выполнения полетов по правилам визуальных полетов в горах, что привело к необходимости уменьшить высоту полета до 50 м для обеспечения условий осмотра газопровода. Правила аэровизуальных полетов предусматривают выполнение полетов на высоте не менее 50 м (п. 10.3.10.2 НПП ГА-85) и допускают, при необходимости, снижение до высоты 10 м п. 10.3.10.4 НПП ГА-85). Но при этом необходимо соблюдать требования по установленным минимальным значениям нижней границы облаков и горизонтальной видимости (таблица 2 НПП ГА-85).
    При выполнении полета на предельно малой высоте в условиях, не соответствующих требованиям по выполнению визуальных полетов, экипаж, с целью избежать столкновения со склоном горы и выйти на визуальный полет в сторону хорошей видимости и понижения рельефа местности, не стал набирать высоту, а энергично ввел вертолет в левый разворот. В процессе выполнения этого маневра, в условиях ограниченной видимости, вертолет столкнулся с заснеженной поверхностью горы на высоте 930 м и разрушился. Один пассажир погиб, члены экипажа и остальные пассажиры получили травмы различной степени тяжести.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 0
Пассажиры 6 1
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП ошибка экипажа, ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8Т
Регистрационный номер (id) ВС RA-22759
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 1983
Заводской номер ВС 98311444
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Другие авиаработы
Авиакомпания Комиавиа
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Вуктыл
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Ухта
Конечный пункт маршрута Ухта


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     По заключению комиссии по расследованию катастрофа произошла в результате столкновения вертолета с заснеженной поверхностью горного перевала в процессе выполнения экипажем маневра по возврату при ухудшении видимости и явилась следствием сочетания следующих факторов:
    - принятие экипажем решения на полет при прогнозе, который не обеспечивал его безопасное выполнение, чему могла способствовать непередача диспетчерами командно - диспетчерского пункта местных воздушных линий аэропорта Вуктыл экипажу информации о последнем поступившем от авиационной метеорологической станции (гражданской) аэропорта Ухта неблагоприятном прогнозе погоды по горному району;
    - недооценка экипажем негативной тенденции изменения метеоусловий в процессе приближения к горному перевалу, что не позволило реализовать правильное решение на возврат в условиях резкого ухудшения видимости и ограниченных возможностей для маневра в непосредственной близости от горных вершин при недостаточном запасе высоты полета.
    При расследовании данной катастрофы комиссией был вскрыт ряд серьезных недостатков, отрицательно влияющих на безопасность полетов в ГАП "Комиавиа".
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.