Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-4А Магаданского УГА в районе Дуката
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  28 августа 1973 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  Магаданская область, Омсукчанский район, близ н.п. Дукат, 31 км зап. пос. Омсукчан
Тип ВС:  Ми-4А
Регистрация ВС:  СССР-38254
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Магаданское УГА, Сеймчанский ОАО
 


Описание
    Экипаж 194 летного отряда производил аэрорадиометрическую съемку. Налетав 2 часа 29 минут на этом виде работ, экипаж произвел посадку на вертолетную площадку Омсукчан для дозаправки и приема пищи. После обеда и заправки 1100 литров топлива и технического обслуживания экипаж по заявке заказчика взял на борт двух геологов и в 13:55 местного времени произвел взлет для выполнения задания по их доставке в полевую партию, которая находилась в непосредственной близости от съемочного участка. Около 14 часов вертолет произвел посадку на ранее подобранную площадку. После высадки геологов экипаж произвел взлет для поисково-съемочных работ. Полетный вес и центровка не превышали установленных норм. Выполнение аэрорадиометрической съемки производилось по установленным маршрутам на истинной высоте 100 м над рельефом местности.
    Прогноз погоды по району Омсукчан и съемочному участку с 06:30 до 15:30 предусматривал - полет в гребне, ясно, во второй половине срока облачность 1-4 балла, кучевая, кучево-дождевая, отдельные горы частично закрыты, видимость более 10 км, ветер на высоте 1500-2000 м неустойчивый, 20 км/ч, ноль на высоте 500 м. Другие экипажи, выполнявшие полеты в районе Омсукчана, отмечали в этот день благоприятные метеоусловия для полетов.
    В 14:38 экипаж доложил, что работает на полосе №5 на высоте 100 м и в 15:32 вновь доложил ту же информацию. На следующий сеанс связи экипаж не вышел.
    Организованными поисками, 29 августа в 11:02 местного времени вертолет был обнаружен на склоне сопки на высоте 1192 м полностью разрушенным и сгоревшим. 4 члена экипажа погибли. Один из бортоператоров найден в тяжелом состоянии, в сознании, но вскоре скончался. Катастрофа произошла около 16 часов в 31 км западнее пос. Омсукчан.
    Комиссия установила, что вертолет следовал с курсом 120° по съемочному маршруту №146 в режиме набора высоты к отметке 1380 м. Набрав около 1350 м высоты, вертолет с левым разворотом стал резко снижаться по склону горы с большой вертикальной скоростью 14-15 м/с. На высоте около 1250 м он начал касаться хвостовой частью каменных уступов, в процессе дальнейшего движения по покрытому каменистой осыпью склону до дна распадка полностью разрушился и сгорел. Найденный живым бортоператор высказал предположение, что вертолет «подсосало».
   
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 5
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 5


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета выполнение авиаработ
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-4А
Регистрационный номер (id) ВС СССР-38254
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 08.06.1965
Заводской номер ВС 16175
Наработка ВС (часы) 4855
Наработка ВС (циклы) 7418
Силовая установка Б91171375


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Воздушные съемки
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Магаданское УГА, Сеймчанский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Омсукчан
Пункт назначения Омсукчан
Начальный пункт маршрута Омсукчан
Конечный пункт маршрута Омсукчан


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     При осмотре деталей МСХ обнаружены следующие дефекты:
    - ролики помяты, имеют площадки и наволакивание металла;
    - на всех площадках звездочки имеются лунки и наволакивание металла;
    - на внутренней поверхности обоймы МСХ имеются наволакивания металла.
    Состояние деталей муфты свободного хода указывает на наличие проскальзывания. Причиной АП является конструктивно-производственный недостаток МСХ.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: вероятной причиной катастрофы явилось столкновение вертолета со склоном сопки вследствие резкого уменьшения тяги несущего винта из-за расцепления трансмиссии вала НВ по причине значительного износа МСХ редуктора Р-5.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации


Фотографии

   
 






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.