Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Исчезновение двух самолетов По-2 авиагруппы Дальстроя в Магаданской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  23 июля 1950 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  Магаданская область, между пос. Сеймчан и Омсукчан
Тип ВС:  По-2
Регистрация ВС:  СССР-Х885/ СССР-Х961
Авиакомпания:  Авиаотряд Дальстроя
 


Описание
    В 03 ч 20 минут местного времени два самолета По-2 вылетели из аэропорта пос. Сеймчан с целью доставки пассажиров. Протяженность маршрута составляла 170 км, ориентировочное время в пути 1 час 35 - 1 час 40 минут. В пункт назначения самолеты не прибыли, в аэропорт отправления не вернулись. Поисковые мероприятия начались 23 июля. Поиск вели с воздуха и наземными группами. Самолетами обследована площадь 159,7 кв.км. Район Омсукчана осмотрен многократно. К поисковым работам привлекались самолеты, выполняющие транспортные полеты, с отклонением от маршрута. Поиски с воздуха продолжались до 19 октября, наземные поиски - до 20 ноября, и были прекращены в виду установления глубокого снежного покрова. Пропавшие самолеты не были найдены.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2+1 2+1
Пассажиры 1+2 1+2
На земле   0
Всего погибших 6


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП ошибка экипажа, ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС По-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Х885/ СССР-Х961
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 20.05.1939/27.07.1949
Заводской номер ВС 2314589/16809095
Наработка ВС (часы) 1440
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Авиаотряд Дальстроя
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Сеймчан
Пункт назначения Омсукчан
Начальный пункт маршрута Сеймчан
Конечный пункт маршрута Омсукчан


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     В ходе расследования данного происшествия комиссией было установлено следующее: Оба пилота после прибытия в Авиагруппу ДС в июне 1950 г., на практической работе не проверялись и не аттестовывались. Проверялись только техника пилотирования в полёте по кругу, знание матчасти, НЛС, НИАС и практической аэродинамики. Несмотря на большой налет на данном типе самолёта (пилот По-2 Х-885 - 2316 ч. 30 мин.; пилот По-2 Х-961 - 4504 ч. 03 мин.) опыта полётов в условиях крайнего севера ещё не имели.
    Обсуживание самолётов техническим персоналом в а/п Сеймчан проводилось без нарушений. Самолёты были заправлены соответствующими сортами ГСМ, надлежащего качества. Х-885 заправлен на 7 ч. 12 мин. полета, Х-961 на 5 ч. 50 мин. Предварительная штурманская подготовка пилотов проводилась в а/п Магадан, штурманом (который затем сам вылетел на борту По-2 Х-885) и флагштурманом. В а/п Сеймчан предполётная подготовка ни кем не проводилась. Перед вылетом 23 июля пилоты самолетов к дежурному синоптику а/п Сеймчан не заходили, и метеоданных по маршруту не получали, при том что метеообстановка в районе Омсукчана была ниже установленного минимума для визуальных полётов. На борту самолётов находились пассажиры, что явилось нарушением указания ГВФ № 116 от 17.04.1947 г., т.к. мотор на самолёте Х-961 не наработал положенных 10 часов со времени выпуска на заводе, а на Х-885 10 часов после капремонта.
    Начальник а/п Сеймчан от Дальстроя, не имея права на выпуск и приём самолётов в подведомственном ГВФ аэропорту без разрешения АДС аэропорта, самовольно выпустил самолёты По-2 Х-885 и Х-961. Кроме того незаконно подменив АДС, нач а/п Сеймчан при выпуске самолётов полностью не выполнил требований параграфа 83 НПП-47. Начальник а/п Омсукчан открыл аэропорт для приёма самолётов По-2 при погоде ниже установленного минимума, а закрыл по метеоусловиям только в 06 ч. 00 мин. по местному времени, т.е. через 2 ч. 40 мин. после вылета самолётов из а/п Сеймчан.
    Из предполагаемых версий причины катастрофы самолётов, версия отказа матчасти не нашла подтверждения, т.к. через 5-6 дней после исчезновения самолётов, инженер а/п Сеймчан выезжал в район пос. Кураны, где собирал сведения у местного населения о пролёте пропавших самолётов. В результате опроса им было установлено, что 23 июля местные жители слышали и видели два самолёта типа По-2, летевшие через посёлок с юга на север по реке Колыма, а минут через 15 -20 снова пролетевшие в обратном направлении в стороне от посёлка. Из этого следует, что матчасть у обоих самолётов работала нормально, т.к. после вылета из а/п Сеймчан и до момента пролёта района Кураны прошло около 4,5 часов. По личному мнению инженера а/п Сеймчан, причиной катастрофы стала потеря ориентировки, и полная выработка горючего, о чем он сообщил комиссии при его опросе.
    Истинную причину происшествия определить не удалось, в связи с невозможностью установить место катастрофы.
   
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Комиссия считает непосредственными виновниками данного происшествия:
    1) Пилотов самолетов - вылетели в рейс без метеоданных по маршруту, чем нарушили параграфы 152 и 153 НПП-47, а также параграф 84 раздел 1 часть 2 Наставления по службе прогнозов.
    2) Начальника а/п Сеймчан от Дальстроя - самовольно выпустил самолёты без разрешения АДС, не имея на это права, т.к. аэропорт Сеймчан относится к ГВФ, и не выполнил требования параграфа 83 НПП-47 при выпуске самолётов.
    3) Начальника а/п Омсукчан - открыл аэропорт при погоде ниже установленного минимума.
   
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации Гос. архив Магаданской области


Фотографии

 






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.