Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-8Т Восточно-Сибирского УГА близ Братска
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  08 июля 1986 г.
Время:  16:43
Страна:  СССР
Место происшествия:  Иркутская область, Братский район, г. Орехов Камень, 21 км северо-восточнее а/п Братск
Тип ВС:  Ми-8Т
Регистрация ВС:  СССР-22259
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Восточно-Сибирское УГА, Братский ОАО
 


Описание
    Экипаж 245 летного отряда выполнял транспортно-связной полет по маршруту Братск - Усть-Кут с последующей работой в районе Усть-Кута. На борту находилось 4 пассажира.
    Прогноз погоды по району №16 с 10:45 до 17:00 предусматривал: ветер на высоте 100-1000 м 360° 30 км/ч, у земли 280° 5 м/с, видимость 3000 м, дым, ливневый дождь, облачность 8 баллов разорванно-дождевая, кучево-дождевая высотой 150 м, 10 баллов средняя, верхняя, давление 756 мм рт.ст.
    Фактическая погода по маршруту: облачность 10 баллов слоисто-кучевая, слоисто-дождевая высотой от 450 м в районе устья реки Шаманка с последующим ее понижением по склону горы Орехов Камень до нижней границы 170-270 м от поверхности склона или 120-200 м от уровня ВПП а/д Братск, видимость более 10 км.
    Взлет в а/п Братск произведен в 11:29 мск. После пролета контрольного ориентира экипаж не доложил о выходе из района а/д Братск и связь с ним прекратилась. Организованными поисками вертолет обнаружен на склоне горы Орехов Камень с отметкой 825 м (21 км с А=60° от а/д Братск, 56°29’СШ, 102°00’ВД) разрушенным и сгоревшим. Экипаж и пассажиры погибли. Катастрофа произошла через 14 минут после взлета, в горизонтальном полете в сложных метеоусловиях, на участке маршрута р. Шаманка - Железногорск. Вертолет столкнулся с деревьями на склоне горы на высоте 805 м. После столкновения с деревьями хвостовым винтом вертолет со снижением и левым разворотом пролетел по дуге 145 м, столкнулся с каменистым склоном горы на высоте 750 м, разрушился и сгорел.
    Фактическая погода на месте происшествия - ветер северный 1 м/с, видимость более 10 км, облачность 10 баллов слоисто-кучевая, разорванно-дождевая высотой 30-50 м над местом падения вертолета, вершина горы закрыта.
   
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 4 4
На земле   0
Всего погибших 7


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8Т
Регистрационный номер (id) ВС СССР-22259
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 31.08.1976
Заводской номер ВС 6905
Наработка ВС (часы) 10525
Наработка ВС (циклы) 15211
Силовая установка С97201149 С98201028


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Восточно-Сибирское УГА, Братский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Братск
Пункт назначения Усть-Кут
Начальный пункт маршрута Братск
Конечный пункт маршрута Усть-Кут


Подробные сведения

Описание предшествующих событий     8 июля по а/д Братск и району полетов МВЛ и ПАНХ была сложная метеообстановка. Дежурный командир последовательно объявлял задержку полетов до 8, 10 и 11 часов. В 10:00 экипаж вертолета приступил к предполетной подготовке, в 10:20 прошел метеоподготовку, в 10:29 дежурный штурман провел штурманский контроль с указанием экипажу безопасной высоты 920 м по приведенному давлению. В нарушение п. 5.5.12.1 и 5.5.2 НПП ГА-85 командир вертолета принял решение на вылет, а диспетчер КДП МВЛ разрешил полет по ПВП при фактической погоде ниже установленного минимума, кроме того, подписал полет на высоте 900 м, что на 20 м ниже безопасной высоты. Получив в 11:05 информацию от дежурного командира и диспетчера ПДСП об отмене полетов МВЛ из Братска, диспетчер АДП не поставил в известность руководителя полетов и не предотвратил вылет экипажа Ми-8. КВС при задержке вылета более 20 минут, в нарушение п.5.5.5 НПП ГА-85, повторного разрешения на вылет и метеоинформацию не запрашивал.
Описание развития аварийной ситуации     После взлета в 11:29 экипаж производил выход на контрольный ориентир левым разворотом вместо установленного схемой правого разворота и установил связь с диспетчером круга, который после выяснения, на какой высоте пойдет экипаж, разрешил полет на высоте 900 м по приведенному давлению.
    В 11:39 экипаж доложил пролет контрольного ориентира на высоте 350 м. Диспетчер круга, не поняв сообщения, переспросил экипаж, который повторил сообщение, но без указания высоты пролета. Диспетчер круга, не получив доклада о высоте полета, разрешил экипажу следовать до рубежа 30 км.
    После пролета контрольного ориентира экипаж взял расчетный курс 95°. В процессе дальнейшего полета экипаж допустил нарушение п.5.3.13 и 7.5.3 НПП ГА-85 в части невыдерживания установленного минимума для ПВП и безопасной высоты, в результате чего столкнулся с деревьями и потерпел катастрофу.
   
Описание выявленных причин АП     Примечание в ИПП а/д Братск предусматривает выполнение полета по ПВП на высоте 350 м по давлению аэродрома, что не соответствует безопасной высоте. Нарушения минимума погоды по ПВП и безопасной высоты, несвоевременные действия экипажа на возврат или отворот от препятствий, пассивные действия диспетчеров УВД, сложные метеоусловия и неоправдавшийся прогноз погоды привели к возникновению аварийной ситуации в полете с последующим переходом ее в катастрофическую.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение:
    Причиной катастрофы вертолета явились нарушения экипажем требований п. 5.3.13 и 7.5.3 НПП ГА-85, выразившиеся в нарушении безопасной высоты и минимума погоды при полете по ПВП в сложных метеоусловиях.
    Способствующие причины: неудовлетворительное УВД вертолета, неоправдавшийся прогноз погоды, рекомендации ИПП на аэродроме Братск, допустившие полеты ниже безопасной высоты.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.