Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-8Т Коми УГА в а/п Воркуты
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  04 июня 1986 г.
Время:  11:14
Страна:  СССР
Место происшествия:  а/п Воркута
Тип ВС:  Ми-8Т
Регистрация ВС:  СССР-22802
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Коми УГА, Воркутинский ОАО
 


Описание
    Экипаж 445 летного отряда выполнял полет по обслуживанию Воркутинской геолого-поисковой экспедиции по маршруту Воркута - Сырьяга - район Хальмер-Ю - Адьева - 180-й рудник - Воркута. На борту находились 4 служебных пассажира - техники базы ЭРТОС с целью их доставки на ДПРМ с курсом 80° для проведения регламентных работ.
    После взлета, при контрольном висении над ИВПП на высоте 10-15 м, вертолет самопроизвольно вошел в нарастающие поперечные колебания с потерей высоты, с левым креном столкнулся с землей и разрушился при ударе о ИВПП и последующем вращении вокруг вертикальной оси с работающими двигателями. Командир ВС и бортмеханик погибли. Второй пилот получил телесные повреждения, служебные пассажиры не пострадали. Катастрофа произошла в 11:14.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 2
Пассажиры 4 0
На земле   0
Всего погибших 2


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета взлет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8Т
Регистрационный номер (id) ВС СССР-22802
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 26.03.1978
Заводской номер ВС 7530
Наработка ВС (часы) 7260
Наработка ВС (циклы) 11216
Силовая установка С93311193 С98101112


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Коми УГА, Воркутинский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Воркута
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Воркута
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание развития аварийной ситуации     Комиссия установила, что на 29-й секунде с момента отделения вертолета от ИВПП возникли циклические колебания вертолета по крену с нарастанием двойной амплитуды к 56-й секунде до 56°, а на 45-й секунде и по тангажу с нарастанием двойной амплитуды до 5°. Колебания сопровождались поперечным вождением ручки циклического шага, пересилить которое не удавалось значительными совместными усилиями обоих пилотов. На 54-й секунде с левым креном около 40° вертолет столкнулся несущим винтом с поверхностью ИВПП. При этом лопастью несущего винта отрубило хвостовую балку. Продолжая разрушаться, вертолет с работающими двигателями совершил несколько оборотов вокруг вертикальной оси. Членов экипажа, которые преждевременно отстегнули привязные ремни, выбросило из пилотской кабины. Командир вертолета при этом был задавлен днищем движущегося вертолета, бортмеханик убит лопастью вращающегося несущего винта. Второй пилот получил травмы. Пассажиры не пострадали и покинули остановившийся вертолет через входную дверь и задний иллюминатор по правому борту фюзеляжа. Вертолет остановился на фюзеляже в границах ИВПП, в районе сопряжения ее с РД-2, на удалении 780 м от восточного торца.
Описание выявленных причин АП     Во внутренних полостях фильтрующих элементов тонкой очистки топлива левого и правого двигателей обнаружены полностью сохранившиеся бумажные контрольные талоны размерами 70х90 мм со сведениями об их промывке 30.05.1986. Входной фильтр канала питания гидроусилителя КАУ-30Б поперечного управления вертолета от основной гидросистемы и его колодец плотно забиты бумажной массой. Промывка фильтрующих элементов проводилась на ультразвуковой установке (УЗУ) в воинской части №2542 аэродрома совместного базирования Воркута. Работы в воинской части проводились без договора, в связи с отсутствием в Воркутинской АТБ производственных помещений. Промывку осуществлял новый исполнитель, который к моменту авиапроисшествия успел выдать в АТБ две партии фильтроэлементов - 14 штук 22.05.1986 и 22 штуки 30.05.1986.
    Все установленные на вертолете фильтрующие элементы были из партии, промытой 30.05.1986. Комиссия обследовала оставшиеся в контейнере 8 неиспользованных элементов. В 4 из них обнаружены контрольные талоны, в 4 других элементах талонов не было. Укладка контрольных талонов во внутреннюю полость фильтрующих элементов не предусмотрена технологической документацией.
    03.06.1986 авиатехник АТБ, взяв два элемента из контейнера и не найдя при них контрольных талонов, не отбраковал их и не принял мер к поиску талонов, ограничившись сличением номеров фильтроэлементов с сопроводительным талоном контейнера, так как подобное практиковалось и ранее.
    В процессе руления и зависания вертолета контрольный талон из фильтрующего элемента, установленного в корпусе фильтра основной гидросистемы, был увлечен потоком масла АМГ-10 к магистрали основной гидросистемы и к входному фильтру гидроусилителя КАУ-30Б поперечного управления, что привело к закупорке фильтра бумажной массой , прекращению поступления в агрегат рабочей жидкости и отказу поперечного управления вертолетом. Опасное развитие аварийной ситуации могло быть предотвращено путем перевода питания гидроусилителей на дублирующую гидросистему, что позволило бы восстановить поперечную управляемость вертолетом. Переходу на дублирующую гидросистему помешало отсутствие автоматического перехода с основной гидросистемы в конструкции вертолета при ее отказе и острый дефицит времени для распознания характера отказа без сигнализации о неисправности основной гидросистемы, а также отсутствие рекомендаций в РЛЭ Ми-8.
    Существующая схема сигнализации отказа основной гидросистемы оценивает наличие давления в магистрали на участке от гидронасоса до фильтра тонкой очистки, то есть, отслеживает только неисправность гидронасоса НШ-2С, агрегата ГА-77 и внешнюю герметичность гидросистемы.
    Преждевременное, до полной остановки вертолета на ИВПП, открытие членами экипажа замков привязных ремней повлияло на исход полета.
   
Выявленные при расследовании недостатки     В ходе расследования вскрыты серьезные недостатки в обеспечении и организации технического обслуживания воздушных судов в Воркутинском ОАО. Руководством ОАО и Коми УГА не было принято мер по изучению и надлежащему выполнению требований «Технологического порядка промывки фильтров самолетных (вертолетных) систем в эксплуатационных предприятиях ГА», введенного в действие указанием МГА от 28.05.81. Из-за отсутствия в АТБ производственных помещений ультразвуковая установка была передана другому ведомству, где без соответствующего инструктажа и контроля производилась промывка и упаковка фильтроэлементов. В дальнейшем при бесконтрольности руководства АТБ сложилась порочная практика произвольных отступлений от требований установленного МГА вышеуказанного «Технологического порядка…». Нарушался порядок приема-передачи фильтроэлементов, оформление и местонахождение на них сопроводительной документации не проверялось. Прохождение и учет сопроводительной документации после установки фильтроэлементов на вертолет не велся. Контроль чистоты фильтроэлементов перед их установкой не производился. В результате, при замене фильтроэлементов, на вертолет в основную гидросистему и топливную систему обоих двигателей были установлены фильтроэлементы с находящимися в их внутренних полостях контрольными талонами.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: Причиной катастрофы вертолета явился отказ гидроусилителя КАУ-30Б поперечного управления в процессе висения, приведший к потере поперечной управляемости вертолетом.
    Отказ КАУ-30Б произошел из-за прекращения подачи в него масла АМГ-10, вызванного закупоркой фильтра в канале питания основной гидросистемы бумажной массой размытого контрольного талона. Контрольный талон попал в гидросистему из внутренней полости промытого на УЗУ в/ч 2542 фильтроэлемента ФГ-11/СН, который был установлен на вертолет при техническом обслуживании по форме №26 в АТБ Воркутинского ОАО, в нарушение п. 2.3 «Технологического порядка промывки фильтров самолетных (вертолетных) систем в эксплуатационных предприятиях ГА», введенного в действие указанием МГА от 28.05.81.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.