Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ту-104Б Северного управления ГВФ в а/п Одессы
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  10 июля 1961 г.
Время:  10:43
Страна:  СССР
Место происшествия:  а/п Одесса
Тип ВС:  Ту-104Б
Регистрация ВС:  CCCP-42447
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Северное территориальное управление ГВФ, 205 ао
Рейс:  381
 


Описание
    Экипаж 205 авиаотряда выполнял полет по маршруту Ленинград-Одесса на эшелоне 8 000 м.
    Прогноз по пункту посадки (09:00-12:00), полученный перед взлетом, предусматривал: облачность 2-5 баллов, кучевая, кучево-дождевая высотой 1 000- 1 500 м, видимость 4-10 км. Пролет Киева экипаж доложил в 09:59, Первомайска – в 10:17. Фактическая погода в а/п Одесса-Центральный за 10:15 была – облачность 10/8 баллов мощно-кучевая, кучево-дождевая высотой 1 000 м и средняя, отдаленная гроза на юго-западе, видимость 10 км, ветер 240° 2 м/с.
    При пролете Первомайска экипаж начал снижение и в 10:26 вышел на ОПРС Сталина на 2 000 м визуально. Войдя в зону АДС Одессы, экипаж установил связь с КДП и получил указание на снижение до 400 м для захода на посадку с прямой с МК=162°. При этом были переданы условия посадки: давление 752,1 мм рт.ст., ветер 240° 5 м/с с приближением с юго-запада грозы и изменением ветра. РП принял решение выводить самолет на посадку правым кругом с МК=342°, о чем было передано на борт самолета. На траверзе ДПРМ диспетчер КДП передал на борт о наличии грозы в районе аэропорта и ветер 360° 5 м/с. После пролета траверза ДПРМ с КДП передана команда экипажу перейти на связь со стартом. Экипаж выполнил третий и четвертый развороты визуально и вышел на посадочную прямую, видя полосу. Дальнейший полет производился под контролем диспетчера ПРЛ-5. Самолет точно следовал по курсу и глиссаде. Последнее сообщение, переданное на борт диспетчером ПРЛ-5 – «Удаление 3 км, курс и глиссада хорошо». После этого связь с самолетом пропала. Установлено, что в районе между ДПРМ и БПРМ самолет, находясь на глиссаде, вошел в зону ливневых осадков под грозовым облаком. Под воздействием нисходящего потока воздушных масс он начал снижаться. Стремление КВС удержать самолет на глиссаде вызвало уменьшение скорости полета и в дальнейшем увеличило вертикальную скорость снижения. Нечеткое взаимодействие членов экипажа привело к несвоевременному принятию мер по сохранению безопасного режима полета в создавшейся обстановке. Снизившись на недопустимую высоту, на удалении 300 м от БПРМ самолет начал задевать за опоры огней приближения (всего последовательно было разрушено 6 опор). Затем он левой тележкой шасси ударился о кирпичное здание БПРМ, разрушив его. Тележка шасси оторвалась и осталась на разрушенной крыше здания. Развернувшись влево на высоте 5-6 м, самолет с левым креном перелетел узкую полосу леса, зацепил левой плоскостью крыла о землю в поле и в 10:43 потерпел катастрофу. В районе правого двигателя возник пожар. При разрушении носовой части штурман и штурман-стажер получили тяжелые ранения. Штурман через 3 часа скончался в больнице. Остальные члены экипажа и два пассажира получили легкие ранения. Самолет в результате пожара полностью сгорел. В эвакуации пассажиров экипажу помогли солдаты и офицеры воинской части.
    Фактическая погода в 10:43 между ДПРМ и БПРМ – облачность 10/8 баллов кучево-дождевая 800-1000 м, и средняя, ливневый дождь, видимость 3-6 км с кратковременным ухудшением за счет изменения интенсивности дождя до 800- 1000 м. Гроза. Ветер 270-290° 10 м/с.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 9 1
Пассажиры 85 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ту-104Б
Регистрационный номер (id) ВС CCCP-42447
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 30.10.1959
Заводской номер ВС 921004
Наработка ВС (часы) 1475
Наработка ВС (циклы) 1080
Силовая установка А 1022076 А 1112124


Сведения о рейсе

Номер рейса 381
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Северное территориальное управление ГВФ, 205 ао
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Ленинград (Шоссейная)
Пункт назначения Одесса
Начальный пункт маршрута Ленинград (Шоссейная)
Конечный пункт маршрута Одесса


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причины катастрофы:
    1) Недопустимое снижение самолета в зоне ливневых осадков под грозовым облаком между ДПРМ и БПРМ. Снижение вызвано воздействием на самолет нисходящих потоков в ливневых осадках с одновременным уменьшением скорости до недопустимых пределов при стремлении КВС выдерживать глиссаду без увеличения оборотов двигателей.
    2) Несвоевременное предупреждение командира экипажа вторым пилотом о значительном уменьшении скорости и запоздалое увеличение режима работы двигателей усугубило положение и явилось следствием нечеткого взаимодействия членов экипажа в сложных условиях.
    Сопутствующие причины:
    а) Неудовлетворительное метеообеспечение со стороны АМСГ, выразившееся в выдаче некачественного прогноза – с отсутствием штормового предупреждения о грозовой деятельности в районе аэропорта, и плохое взаимодействие между АМСГ и службой движения.
    б) Неудовлетворительная организация руководства полетом со старта и плохая организация взаимодействия с АМСГ, в результате чего отсутствовало наблюдение за фактической погодой непосредственно на старте.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.