Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ил-14 МУТА ГВФ близ Воронежа
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  06 августа 1955 г.
Время:  15:18
Страна:  СССР
Место происшествия:  Воронежская область, близ Воронежа
Тип ВС:  Ил-14
Регистрация ВС:  СССР-Л5057
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Московское управление транспортной авиации ГВФ (МУТА ГВФ), 65 ао
Рейс:  214
 


Описание
    Экипаж 65 авиаотряда выполнял рейс по маршруту Внуково-Сталинград-Внуково. Во время полета в Сталинград экипаж сделал не предусмотренную расписанием посадку в Воронеже, чтобы взять на борт нескольких пассажиров. После посадки сменный инженер аэропорта, проводя внешний осмотр самолета, обнаружил на заднем капоте правой мотоустановки напротив 3-го цилиндра незначительные следы масла. На его вопрос бортмеханик ответил, что масло выбивает из выхлопного патрубка при запуске мотора. Инженер убедился, что на глушителе 3-го цилиндра также были следы горелого масла. Стоянка самолета в Воронеже продолжалась в течение 10 минут вместо положенных по нормативам для осмотра не менее чем 30 минут. Вылет на Сталинград был разрешен.
    После посадки в а/п Сталинграда при осмотре самолета старший инженер аэропорта, обнаружив выбивание масла из правого мотора, дал команду произвести помывку мотора, после чего запустить его и опробовать на предмет течи масла. При опробовании было установлено, что масло выбивает из под крышки клапанной коробки 3-го цилиндра. Гайки крышки были подтянуты до полной затяжки. После повторного опробования в течение 20 минут выбивания масла не было.
    В 13:29 с задержкой на 29 минут был произведен взлет. Полет проходил на эшелоне 2 200 м в облаках. В 15:10 экипаж доложил, что зафлюгировал правый мотор и произведет вынужденную посадку в Воронеже. После доклада о пролете ДПРМ экипаж получил условия посадки с курсом 46° и разрешение на снижение до 900 м. Затем, после доклада экипажа о выходе на визуальный полет, связь прекратилась.
    Разрушенный и горящий самолет был обнаружен в поле северо-восточнее Воронежа в 5 км от КТА аэропорта с азимутом 280° (в 4 км от ВПП). Правая плоскость крыла была обнаружена в 550 м от фюзеляжа с азимутом 250° (3 750 м от ДПРМ с азимутом 340°). Правый мотор находился в 185 м от обломков фюзеляжа с азимутом 300°.
    Фактическая погода: облачность 10 баллов, слоисто-кучевая, без осадков, высотой 975 м, горизонтальная видимость 10 км. Экипаж пилотировал самолет спокойно и уверенно. Их действия были правильными и на исход полета не повлияли.
    Установлено, что вследствие отказа правого двигателя в нем возник пожар. После выхода из облаков на высоте 800-900 м у самолета оторвался правый мотор, а затем правая плоскость. Самолет, горя, в 15:18 упал на землю и взорвался. Экипаж и пассажиры погибли. На борту находилась делегация норвежских женщин из 10 человек – активисток различных политических партий и общественных объединений, а также трое сопровождающих из антифашистского комитета советских женщин, по приглашению которого делегация посетила Сталинград.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 5
Пассажиры 20 20
На земле   0
Всего погибших 25


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП отказ техники
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-14
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л5057
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1954
Заводской номер ВС 4340408
Наработка ВС (часы) 824
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка В2523061 прав.


Сведения о рейсе

Номер рейса 214
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Московское управление транспортной авиации ГВФ (МУТА ГВФ), 65 ао
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Сталинград
Пункт назначения Москва (Внуково)
Начальный пункт маршрута Сталинград
Конечный пункт маршрута Москва (Внуково)


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Исследование двигателя показало, что произошло разрушение гильзы цилиндра №2 из-за наличия в нем усталостной трещины вследствие ее некачественного изготовления на заводе-производителе. На гильзе имелись грубые риски от механической обработки. В результате возникшего пожара в районе установки двигателя произошло разрушение центроплана вследствие пережога его основных силовых элементов и потери прочности других элементов конструкции. Крыло, потеряв свою прочность, разрушилось и отделилось в воздухе. Экипаж до последнего момента не знал о пожаре. Разрушение крыла было для экипажа совершенно неожиданным. Вероятно, лампочка сигнализации пожара в двигателе была зашторена (колпачок лампочки повернут вправо до упора). Члены экипажа, зафлюгировав винт правого двигателя, недостаточно затем наблюдали за ним.
    Во время стоянки в Сталинграде самолет не был подвергнут полному послеполетному осмотру. В частности, не проверены маслофильтры.
    Наработка правого двигателя составляла 250 ч снэ.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной катастрофы явился пожар вследствие отказа правого двигателя. В результате пожара произошло разрушение самолета в воздухе.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.