|
|
|
Катастрофа Ил-12 Полярной Авиации Главсевморпути в Архангельской области |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 04 марта 1955 г.
Время: 10:51
Страна: СССР
Место происшествия: Архангельская область, Пинежский район, близ озера Полтозеро
Тип ВС: Ил-12
Регистрация ВС: СССР-Н479
Авиакомпания: Управление полярной авиации Главного управления Севморпути
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж выполнял полет по маршруту Певек-Москва. В день происшествия он приступил к продолжению рейса после отдыха и ночевки в а/п Мыс Каменный. Произведя промежуточные посадки в Усть-Каре и Амдерме, экипаж выполнил взлет в 07:52 мск. На борту находились 21 взрослый пассажир и 4 ребенка. В 10:28 на заданном эшелоне 2 700 м самолет прошел а/п Мезень визуально. В 10:48 он находился в районе озера Полтозеро (115 км северо-северо-восточнее Архангельска), получив контрольный пеленг ЩТЕ. По показаниям выживших штурмана, 2-го бортмеханика и пассажиров, в это время послышался хлопок. Экипаж заметил пожар на левой мотогондоле, который был очень интенсивным и быстро распространялся по центроплану, охватывая левую сторону фюзеляжа до грузовой двери. КВС резко перевел самолет на снижение, стремясь сбить пламя. Через 2-3 минуты на высоте 1800-2000 м мотогондола разрушилась и левый мотор оторвался вместе с противопожарной перегородкой и узлами крепления моторной рамы по первый лонжерон центроплана. Вслед за этим оторвался масляный бак. С трудом удерживая самолет, экипаж попытался посадить его на поляну в лесу, но вследствие резкого ухудшения устойчивости и управляемости самолета дотянуть до нее не смог. В 10:51 мск самолет с МК=340-350°, с большим правым креном 60-70°, срезав 12-15 деревьев, ударился крылом, а затем носом о землю, развернулся на 180° и продвинулся хвостом вперед еще 20 м. Носовая часть фюзеляжа была разрушена. Погибли КВС, второй пилот, 1-ый бортмеханик и бортрадист. Два пассажира получили тяжелые ранения. Один из них скончался в больнице 5 марта. 2 пассажира и 2-й бортмеханик получили легкие травмы, 3 пассажира – ушибы. Остальные пассажиры (в том числе все дети) и штурман не пострадали. Людям, оставшимся на ночевку в лесу у разбитого самолета, были сброшены теплая одежда, медикаменты и продукты. На следующий день они были вывезены.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
6 |
4 |
Пассажиры |
25 |
1 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
отказ техники, ошибка при техническом обслуживании |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ил-12 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-Н479 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
27.03.1948 |
Заводской номер ВС |
30236 |
Наработка ВС (часы) |
2630 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Чартерный пассажирский |
Авиакомпания |
Управление полярной авиации Главного управления Севморпути |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Амдерма |
Пункт назначения |
Архангельск (Талаги) |
Начальный пункт маршрута |
Певек |
Конечный пункт маршрута |
Москва (аэропорт неизвестен) |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Непосредственной причиной катастрофы явился пожар, возникший в левой мотогондоле вследствие нарушения герметичности бензосистемы – течи бензина, предположительно, из трубки кольцевания, расположенной в левой мотогондоле, через свищ, образовавшийся в стенке трубки в результате металлургического дефекта. Горючее под давлением 2 атм. разбрызгивалось внутри мотогондолы и воспламенилось от выхлопных газов, вызвав мощный пожар позади противопожарной перегородки, результатом которого стало нарушение всей силовой схемы мотогондолы и отрыв мотора.
Сопутствующие причины: самолет вылетел из Москвы в Певек 24 февраля с остатком ресурса планера 80 часов и моторов – 50 часов. Срок действия удостоверения о годности к полетам истекал 2 марта, что заведомо не обеспечивало возможности долететь до Певека и обратно. Небольшой остаток ресурса обязывал экипаж особо внимательно следить за состоянием материальной части и регулярно производить положенное техническое обслуживание в промежуточных аэропортах. Фактически же экипаж в процессе рейса превышал установленную суточную норму налета, не выполнил 25-ти часовые регламентные работы во время трехдневной стоянки в а/п Певек и вылетел оттуда в Москву с уже просроченным на одни сутки удостоверением о годности к полетам. На протяжении всего рейса ни в одном из аэропортов должностные лица инженерного состава не проверили судовые документы самолета и не установили факт просрочки удостоверения о годности к полетам и невыполнения регламентных работ. В аэропортах Усть-Кара и Амдерма техническое обслуживание производилось не в полном объеме, предусмотренном в регламенте. В а/п Амдерма самолет находился всего 13 минут. Перечисленные факты свидетельствуют об отсутствии должного контроля за состоянием материальной части и работы экипажей в рейсах со стороны командования Московского авиаотряда и соответствующих должностных лиц в аэропортах.
По заключению ГОС НИИ ГВФ, причиной разрушения трубки стал не металлургический дефект, а нагрев трубопровода кольцевания в результате пожара в мотогондоле при закрытых кране кольцевания и пожарном кране, что привело к резкому увеличению давления бензина в этом трубопроводе и разрыву наиболее нагретой трубки. Таким образом, причину негерметичности бензосистемы самолета точно установить не представилось возможным. Не исключается, что пожар возник по причине неудовлетворительного состояния бензиновых шлангов, которые не менялись с января 1953 г. при гарантийном сроке эксплуатации не более 1 года. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|