Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ил-12 МУТА ГВФ в Красноярской тайге
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  28 октября 1954 г.
Время:  00:10
Страна:  СССР
Место происшествия:  Красноярский край, г. Сивуха, верховья реки Мана
Тип ВС:  Ил-12
Регистрация ВС:  СССР-Л1789
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Московское управление транспортной авиации ГВФ (МУТА ГВФ), 64 ао
Рейс:  136
 


Описание
    Самолет 64 авиаотряда прибыл в Новосибирск из Москвы 27 октября. Произошла смена экипажа. Новый экипаж должен был выполнить международные рейсы №135/136 Новосибирск – Иркутск - Новосибирск (стыковочные с рейсами №03/04 Иркутск - Улан-Батор- Пекин- Улан-Батор - Иркутск советско-китайской авиакомпании СКОГА).
    Взлет из Новосибирска произведен в 14:28 мск 27 октября. В Иркутске самолет произвел посадку в 18:52. Рейс №136 выполнялся без посадки, но Новосибирск закрылся по метеоусловиям и экипаж был выпущен до Красноярска с посадкой.
    Прогноз погоды экипажу был дан только до Красноярска: с 21:00 до 00:00 – облачность 6-9 баллов, слоисто-кучевая, разорвано-дождевая высотой 600-1000 м, на участке Тайшет-Канск высотой 300-600 м и средняя, верхняя, осадки, видимость 4-10 км, в облаках обледенение, горы закрыты облаками. По пункту посадки а/п Красноярск с 00:00 до 03:00 - облачность 6-9 баллов, слоисто-кучевая, высотой 600-1000 м, средняя, временами снег, видимость 4-10 км, ветер северо-западный 6-9 м/с с порывами до 12 м/с. Ветер по высотам: на 1000 м - 200° 40 км/ч, на 1500 м - 240° 40 км/ч, на 2000 м - 250° 50 км/ч, на 3000 м - 260° 60 км/ч.
    Эшелон полета был задан 2 700 м. Взлет в Иркутске произведен в 21:09. На борту находились 9 иностранных пассажиров (1 гражданин КНР, 4 ПНР и 4 Кипра) с рейса СКОГА, а также четыре советских пассажира, купивших билеты в Иркутске. В 22:55 самолет прошел Нижнеудинск с путевой скоростью 275 км/ч. Полет до Нижнеудинска проходил выше облаков. Дальнейший полет от Нижнеудинска протекал в облаках при слабом и среднем обледенении. Экипаж считал, что ветер на участке Нижнеудинск-Красноярск юго-западный со скоростью 40 км/ч. Фактический ветер был северо-западным со скоростью на высоте 2 000 м 130 км/ч. Данные о таком ветре были получены Красноярской АМСГ в 23:50, но не были переданы руководителю полетов а/п Красноярск и экипажу. В 23:26, через 31 минуту после пролета Нижнеудинска, экипаж получил обратный пеленг 282° от а/п Красноярск и истинный пеленг 147° от радиопеленгатора а/п Енисейск. Это указывало, что самолет за 31 минуту прошел 132 км и находился на 18-20 км южнее трассы, т.е. его сносило под воздействием северо-западного ветра. В 23:43 экипаж доложил пролет Канска. Привод а/п Канск из-за халатности ст. диспетчера Красноярской РДС в этот момент не был включен. В 23:54 экипаж получил обратный пеленг от Красноярска «около 280°» и истинный пеленг от Енисейска 158°, что указывало на то, что самолет находился в 73 км от а/п Красноярск и путевая скорость должна быть 435 км/ч. Это указывало на то, что все дальнейшие сообщения экипажа о пролете Тайшета и Канска являлись расчетными и не соответствовали действительности. Несмотря на противоречивые данные о путевой скорости от экипажа и по данным радиопеленгаторов, экипажу никаких указаний не давалось, более точное местонахождение самолета не определялось. РП и ст. диспетчер РДС полетом не руководили, никаких расчетов не вели. Определенный радиопеленгаторщиком а/п Красноярск «приблизительный» пеленг 280° не соответствовал действительности, на что радиопеленгаторщику указал бортрадист самолета. На всех радиопеленгаторах Красноярской РДС в это время дежурили стажеры, так как все остальные радиопеленгаторщики (11 человек) были призваны в Советскую армию. После 23:26 ни экипаж, ни РП и диспетчер РДС не знали местонахождения самолета. Диспетчер РДС в нарушение инструкции по полетам, устанавливающей высоту входа в зону АДС Красноярск для самолетов с востока, равную 2 100 м, дал указание экипажу снижаться до 1 500 м. Экипажи двух других Ил-12, вылетевших из Иркутска ранее, уклонились на юго-восток от трассы и прибыли в Красноярск с опозданием, но это никого в аэропорту не обеспокоило и не было принято во внимание. Экипаж Ил-12 №1789, ошибочно полагая, что выполняет полет с путевой скоростью 275 км/ч, пытался получить разрешение на пролет Красноярска без посадки и тем самым обеспечить выполнение рейса по расписанию, для чего связался с Новосибирском и запросил его погоду. Новосибирск в 23:48 ответил – облачность 10 баллов слоисто-дождевая, разорвано-дождевая высотой 290 м, видимость 10 км, ветер юго-западный 5 м/с. В 00:02-00:04 экипаж сообщил в Красноярск: «подхожу, 2700 м, ГСМ 2600 л, хватит, Новосибирск меня примет, пройду пролетом» В ответ экипаж получил: «Новосибирск закрыт по метеоусловиям. Посадка у нас». Экипаж ответил: «Вас понял» и приступил к снижению до 1 500 м. В 00:10 экипаж вызвал Красноярск для связи. Диспетчер КДП после этого начал вызывать борт, но ответа не последовало. Самолет пропал без вести. Его поиски не дали результатов.
    В июне 1955 г место катастрофы случайно было обнаружено охотником. Комиссия прибыла туда 12 июня. Самолет находился на восточном склоне горы Сивуха высотой 1 807 м в верховьях реки Мана в точке с координатами 54° 30’ 25” СШ, 94° 41’ 10” ВД в 132 км южнее трассы и в 204 км от а/п Красноярск. Самолет столкнулся с МК=280° со скалистым, без растительности, склоном крутизной 40-45° на высоте 1 725 м по стандартному давлению и полностью разрушился.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 6 6
Пассажиры 13 13
На земле   0
Всего погибших 19


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета снижение
Установленные причины АП ошибка экипажа, ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-12
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л1789
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС
Заводской номер ВС 93013206
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса 136
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Московское управление транспортной авиации ГВФ (МУТА ГВФ), 64 ао
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Иркутск
Пункт назначения Красноярск (Северный)
Начальный пункт маршрута Иркутск
Конечный пункт маршрута Москва (Внуково)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причинами катастрофы явились:
    1) Преступно-халатное отношение к своим служебным обязанностям со стороны руководителя полетов а/п Красноярск и ст. диспетчера РДС, выразившееся в отсутствии какого-либо активного руководства полетом, и допустивших вопреки требованиям инструкции снижение самолета по стандартному давлению до 1 500 м вместо установленной высоты 2 100 м, вследствие чего самолет под воздействием сильного северо-западного ветра до 130 км/ч на высоте 2 000 м был снесен в горный район, где высоты превышали 1 500 м. Ими не были приняты меры к обеспечению работы приводной радиостанции а/п Канск.
    2) Неправильный и неоправдавшийся прогноз ветра по высотам, данный дежурными синоптиками Иркутской и Красноярской АМСГ, а также безответственное отношение к своим обязанностям дежурного синоптика Красноярской АМСГ, не передавшего в 23:50 фактических данных о скорости и направлении ветра руководителю полетов и экипажу.
    3) Неудовлетворительное руководство со стороны Красноярского ТУ ГВФ службой движения а/п Красноярск, выразившееся в непринятии конкретных мер по устранению недостатков в работе служб аэропорта, особенно службы движения.
    4) Неудовлетворительная работа Красноярского радиопеленгаторного узла.
    5) Ошибка экипажа, который в расчетах неправильно определил скорость и направление ветра, в силу чего взял упреждение 10°, исходя из юго-западного ветра, что повлекло за собой, при наличии фактического северо-западного ветра, двойную ошибку.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2017, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.